Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований 5
§1.1. Понятие и содержание процесса социализации 5
§1.2. Анализ механизмов социализации личности 9
§1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 13
Глава 2. Факторы, способствующие социализации………………...................17
§2.1. Характеристика институтов социализации 17
§2.2. Особенности современной социализации подрастающего поколения 20
§2.3. Описание эмпирического исследования телевидения как фактора социализации и его влияние на сознание и поведение человека…………….24
Заключение…………………………………………………………………...….26
Список литературы 28
Школа,
если рассматривать ее с точки
зрения социализации человека, имеет
также свои особые функции. Образовательные
и социализирующие функции
Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10 - 12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает.
Что касается профессиональной группы или трудового коллектива, то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.
Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности [2, 276].
В целом, институты, факторы социализации представляют собой особую структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой изменения в одной части являются производными от изменений в другой части. Сам же процесс социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы.
§2.2.
Особенности современной
социализации подрастающего
поколения
Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус детства изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус детства по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права детей и действующие на межгосударственном уровне,
Если отмечать гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к детям, характеризующееся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих детские права. Ребенок - это не маленький взрослый. Это человек определенной стадии развития и определенной культуры. Таким образом, современная социализация характеризуется гуманизацией детства (по крайней мере, в большинстве развитых стран), когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
Для того чтобы выступать в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Общество лишено стабильности (по крайней мере в России), и усвоенный специальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми; во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство и др. Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественно-политических системах.
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Поскольку темпы смены новых поколений техники очень быстро опережают темпы смены новых поколений работников (И.С.Кон), человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чем он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложнейшее производство требует и соответствующих специалистов [10, 78].
Творчество также становится необходимым условием социализации человека, т.к. является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков [3, 319].
Социальной
проблемой образования как
Образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, все большее количество молодых людей стремится получить именно высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни и социальной адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество, тем большие сложности может она испытать в профессиональном выборе.
Особенности современной социализации человека определяются также и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности. Амбивалентность - это такое сочетание разнонаправленных черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлении в поведении человека. Кроме того, сложность и динамика социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития, предполагающей единство противоположных начал: пластичности и устойчивости, экстернальности - интернальности, конформности - нонконформизма, экстраверсии - интроверсии, мобильности - ригидности и т.д. [11, 97]. Если такая гармонизация невозможна, то необходима, по крайней мере, компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.
§2.3
Эмпирическое исследование
телевидения как мезо-фактора
социализации и его
влияние на сознание,
и поведение человека
С
самого раннего детства для
Дети проводят перед телевизором больше времени, чем за любым занятием в одиночестве, исключая сон.
Для исследовательских целей просмотр телевизора определяют как нахождение в комнате с работающим телевизором. Поскольку телевизор, как правило, стоит в главном жилом помещении, нередко ребёнок может присутствовать, но не участвовать в просмотре.
Группа исследователей из университета штата Массачусетс в течение 10 дней записывала на видеопленку просмотр телевизора 100 семьями. При подсчете времени, которое каждый из находившихся в комнате смотрел на экран, было обнаружено, что внимание к происходящему на экране неуклонно растёт в дошкольные годы и достигает своего пика в период среднего детства (см. Приложение 1). Очевидно, что дети приучаются к телевизору гораздо раньше поступления в школу.
О просмотре телевизора иногда говорят так, будто все программы одинаковы, что не соответствует действительности. Следует ввести два разграничения: 1) аудитория, которой адресована программа – детям или взрослым; 2) содержание – создана программа для образовательных, информационных целей или просто для развлечения.
В логнитюдном исследовании, проведённом исследователями родители 3-7 – летних детей в течении недели каждые 6 месяцев на протяжении 2 недель вели дневник семейных телепросмотров (см. Приложение 2). Особого внимания заслуживают два момента. Во-первых, довольно много времени маленькие дети смотрят программы, адресованные взрослой аудитории и, вероятно, не понимают их в полной мере. Во-вторых, с возрастом время просмотра познавательных программ падает, а время просмотра мультфильмов возрастает, по крайней мере, в период до 5 лет.
Итак, можно сделать вывод, что телевидение является важнейшим мезо-фактором социализации подрастающего человека; в среднем дети смотрят телевизор 2-3 часа в день. Маленькие дети часто смотрят программы, для них не предназначенные. Некоторые исследователи считают, что телепросмотры вытесняют семейное общение, игру и другие занятия, вызывают пассивное отношение к познанию. Было обнаружено, что телепросмотры действительно влияют на распределение свободного времени и уменьшают время, уделяемое спорту, что негативно сказывается на физической форме. Телепросмотры связаны со снижением успеваемости, если составляют более 10 часов в неделю (см. Приложение 3).
В какой мере дети понимают то, что видят на телеэкране частично зависит от их уровня когнитивного развития. Маленьким детям трудно в содержании отделить главное от второстепенного. Им может оказаться сложно объединить сцены, сделать выводы относительно событий, не показанных на экране.
Из телепрограмм дети много узнают о социальных отношениях и поведении, а так же усваивают социальные стереотипы. Кроме того, эпизоды насилия, показанные на телеэкране, могут спровоцировать агрессивное поведение. Дети могут обучаться просоциальным способам разрешения проблемных ситуаций, наблюдая их на телеэкране.
Заключение
На основе изучения изложенной темы – сущность феномена социализации в психологии, социологии и педагогике, мы попытались рассмотреть основные компоненты социализации, её исследования, основные составляющие этого процесса. Из изложенного материала смогли, прежде всего, рассмотреть и изучить объект нашего исследования, его предмет, цель и определенные задачи, которые мы ставили перед рассмотрением темы. По изученному материалу кратко выделим основные аспекты нашей темы.