Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований 5
§1.1. Понятие и содержание процесса социализации 5
§1.2. Анализ механизмов социализации личности 9
§1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 13
Глава 2. Факторы, способствующие социализации………………...................17
§2.1. Характеристика институтов социализации 17
§2.2. Особенности современной социализации подрастающего поколения 20
§2.3. Описание эмпирического исследования телевидения как фактора социализации и его влияние на сознание и поведение человека…………….24
Заключение…………………………………………………………………...….26
Список литературы 28
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. При рассмотрении механизмов социализации мы выявили такие механизмы, как полоролевая идентификация; конформность; негативизм; социальная оценка желаемого поведения; единство подражания, имитации, идентификации. Выявили также стадии социализации (дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии). Выделение стадий социализации имеет большое значение, т. к. развиваясь, человек на определенной стадии накапливает жизненный опыт, начиная с детских лет в школе и заканчивая зрелым возрастом и внедряет этот опыт в свою деятельность. Выяснили, что факторами социализации являются обучение, воспитание, социальные воздействия, как в деятельности, так и в общении, т. е. все то, что формирует определенные стереотипы поведения, качества личности. Также выявили особенности современной социализации, обусловленные быстрыми темпами развития науки и новых технологий, которые, безусловно, влияют на все сферы жизни человека – образование, профессиональную деятельность, функционирование человека в качестве полноправного члена общества. Нами были выделены институты социализации, отражающие самореализацию человека, прежде всего, в семье, где осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека, затем в школе, где определяется социальное становление индивида на определенном этапе жизненного пути, а также в трудовом коллективе, где определяется самоактуализация человека в интересующей его деятельности.
Также нами было рассмотрено исследование телевидения как важнейшего фактора социализации. Из телепрограмм дети много узнают о социальных отношениях и поведении, а также усваивают социальные стереотипы.
Важно сделать вывод о том, что процесс социализации охватывает всю жизнь человека, играет большую роль в его развитии и сопровождает любую его деятельность.
В результате, благодаря данной работе, можно сделать вывод, что вкусы, взгляды, и представления человека об окружающем мире начинают закладываться еще в детстве, и телевидение играет огромную роль в формировании этих взглядов.
В
ходе этой научной работы, нас очень
заинтересовал процесс
Список литературы
1. Адриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 264 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие/ Л.А. Акимова. – М., 2003.
3. Андреева Т.В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности// Вестн. С.-Петерб. Ун-та., сер. 6., - 2006. - № 2.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. -376 с.
5. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. – 2000, № 7.
6. Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. – 2004. – № 4
7. Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем дидактики. Учеб. Пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. институтов / Под ред. М.Н.Скаткина. - 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Просвещение, 1982. -316 с.
8. Дмитриев А.В. Общая социология. М.: Современный гуманитарный университет, 2001. - 427 с.
9. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. – М., 2003.
10. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил.- (Психол. наука – школе).
11. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. - 382 с.
12. Крылова Н.Б.Культурная деятельность подростка// Школьные технологии. – 2000, №5
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. Вузов / Под. Ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп-е – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
14. Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества// МЭМО. – 2006. - № 8.
15. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. –М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. – 584 с.
16. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. – (Серия Психологическая энциклопедия).
17. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб - 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. - 640 с.: ил. – (Серия Мастера психологии).
18. Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. – № 2.
19. Социология. Учеб. пособие для студентов вузов / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. / Под ред. А.Н.Елсукова – 2-е изд., исправ. –Мн.: Петра Системс, 2000. – 544 с.
20. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко – 2-е изд. доп. и пререраб. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000. – 407 с.
21.
Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного
времени/ Ю.А. Стрельцов – М.: Просвещение,
2004. – 264 с.
Приложение 1
Процентное соотношение
времени
просмотра телепередач в
Приложение 2
График количества часов (в неделю)
просмотра детьми телепрограмм разных типов
вместе
с родителями и без них
Приложение 3
График соотношения
между средним
временем телепросмотров и школьной успеваемостью