Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – теоретическое обоснование социальной дезадаптации подростков.
Цель предопределили следующие задачи:
сформировать понятийную инфраструктуру проблемы социальной дезадаптации подростков ;
изучить историческую ретроспективу проблемы социальной дезадаптации подростков;
проанализировать современные подходы к решению проблемы социальной дезадаптации подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы социальной дезадаптации подростков……………………………………………………………….....2
1.1 Понятийная структура проблемы социальной дезадаптации подростков …………………………………………………………………2
1.2 Историческая ретропектива проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………...13
1.3 Современный подход к решению проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………...15
Заключение ………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….....26
Приложение 1……………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ЕЁ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Теоретические основы  проблемы социальной дезадаптации      подростков……………………………………………………………….....2

1.1 Понятийная структура проблемы социальной дезадаптации   подростков …………………………………………………………………2

1.2 Историческая  ретропектива проблемы социальной дезадаптации  подростков………………………………………………………………...13

1.3 Современный подход к решению проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………...……………...15

Заключение ………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………….....26

Приложение 1……………………………………………………………………28

Приложение 2……………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.

В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения  проблема увеличения количества дезадаптированных  и десоциализированных детей  остаётся одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность. Проблема подростковой дезадаптации - проблема отнюдь не однодневная; на неё оказали влияние многие факторы, в некоторых случаях чрезвычайно усугубив и усложнив имеющуюся проблему. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Отклонения в поведении ребёнка, сложности в его адаптации и социализации возникают в результате политической, социально – экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодёжи неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятостью родителей, роста разводов. Несмотря на то, что породить проблему может и одна причина, проявиться она может в многофакторных и многоплановых отклонений физической и психической сфер подростков, в разные моменты жизни и справиться с ней на этапе взрослой жизни весьма проблематично. Отсюда следует выбор темы нашего исследования "Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления".

Цель работы – теоретическое обоснование социальной дезадаптации подростков.

Цель предопределили следующие задачи:

  • сформировать понятийную инфраструктуру проблемы социальной дезадаптации подростков ;
  • изучить историческую ретроспективу проблемы социальной дезадаптации подростков;
  • проанализировать современные подходы к решению проблемы социальной дезадаптации подростков.

Проблема социальной дезадаптации изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, дефектология, правоведение.

Проблема  социальной дезадаптации подростков посвящены работы В.А Балцевич, С.А. Белигевой, Г.П. Гавриловой, И.С. Кона, А.П. Краповского, В.А. Крутецкого, В.Ф. Лелюх, А.С. Макаренко, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихотан, Б.А. Титова, М.В. Цилуйко, Д.Б. Элькомина, М.Г. Ярошевского и многих других.

Методологической базой работы послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в процессе адаптации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формировании личности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

1. 1 Понятийная инфраструктура  проблемы социальной дезадаптации подростков

Существуют различные  взгляды на проблему дезадаптации (в  т. ч. и социальную).

Некоторые ученые сравнивают этапы адаптации человека с основными  периодами жизненного пути .

 И. С. Кон считает  основными стадиями формирования  личности человека детство, подростковый возраст и юность. 

Другие исследователи, например, Шибутани, считают, что процесс  адаптации продолжается всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани понимает  адаптацию  как  приспособление к  новым, изменяющимся условиям жизни [ 2, c.20 – 22].

Термин «адаптация»  употребляется с одной стороны  для характеристики уровня приспособленности  человека к условиям среды, с другой адаптация выступает как процесс  приспособления личности к имеющимся  условиям.

Психолог И. Епифанова понимает социальную дезадаптацию как несоблюдение норм морали и права, асоциальная манера поведения, связанная с процессом социализации [ 1, c.50].

Московские профессора С.А. Беличева и В.А. Фокин говорят о двух стадиях социальной дезадаптации:

- педагогическая запущенность (характеризуется хроническим отставанием по школьной программе, дерзостью, негативным отношением к учёбе и различными социально – негативными проявлениями – сквернословие, курение, хулиганство, конфликтные отношения с учителями.

- из-за ошибок, допускаемых в воспитании и перевоспитании педагогически запущенных учащихся, возникает еще и такое явление как социальная запущенность (речь идет о подростках которые сопротивляются педагогическому воздействию, у них не сформированы полезные умения и навыки сужена сфера интересов; для социально запушенных подростков характерны бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение и т.д.

По мнению Е. С. Рапацевич социальная дезадаптация  – нарушение приспособительного поведения индивида к нормам общественной жизни в силу действия тех или иных внешних или внутренних причин – непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т. д. [8, c.121]. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребёнок своими силами не может. Началом является дизориентация ребенка: он теряется, не знает как поступить, подросток либо вовсе не реагирует на просьбы и указания взрослых, либо реагирует первым попавшимся способом. Социальную адаптацию подростков она рассматривает как процесс их интеграции в общество, формирование сомосознания, навыков сомопознания и ролевого поведения, способностей к сомообслуживанию и адекватных связей с окружающими. Термин «адаптиция» М. В. Шакурова употребляет с одной стороны для характеристики уровня приспособленности человека к условиям окружающей среды, с другой адаптация выступает как процесс приспособления личности к более или менее быстро изменяющимся условиям [17, c.40].

 Она считает социальную дезадаптацию  высокой степенью общей дезадаптации, которая характеризуется асоциальными  проявлениями – сквернословием, вредными привычками, дерзкими выходками, а также отчуждением от основных институтов социализации – семьи и общества.

Состояние дезадаптации можно рассматривать  двояко. С одной стороны как  относительно кратковременное ситуативное  состояние, являющееся следствием воздействия  новых, непривычных раздражителей, изменивших среду и сигнализирующие о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающие к переадаптации [17, c.122]. Это отражено в Таблице 1. В этом смысле дазадаптация – это необходимый и неотвратимый составной элемент адаптационного процесса.

Подростковому возрасту посвящено  наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста» и многих других учёных. [9, c.20].

Если же сказать о понятии  «подросток», то учёный – исследователь Глебова говорит о нём, как о человеке в возрасте от 11 до 15 – 16 лет. Подростковый возраст она именует переходным, так как он характеризуется переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру развития подростковый возраст – типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав и обязанностей. Глебова называет подростковый возраст критической фазой развития человека.

Педагогическая энциклопедия описывает  подростка как человека, который  находится на этапе онтогенеза между  детством и юностью. Основная особенность  подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, на этом этапе ребёнок противопоставляет себя миру взрослых, отстаивает свои права и свободы и кроме того стремиться занять удовлетворяющее его положение среди группы сверстников [14, c.12].

Именно в подростковом возрасте человек совершает первые наиболее серьёзные преступления и  правонарушения, в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются они относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на:

-отклонения  корыстной ориентации;

-агрессивной  ориентации;

-отклонения социально-пассивного типа.

Отклонения корыстной направленности - к ним относят право правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи, спекуляция). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения [16, c.2 – 6].

Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения  социально – пассивного типа выражаются в стремлении отхода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление этой позиции – самоубийство, суицид.

Таким образом, асоциальное поведение различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, от незначительных проступков до тяжелых преступлений [16, c.45].

Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

Алкоголизация - это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

  Сравнительно-социологические  исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:

-пьянство  встречается чаще там, где больше  социально-напряженных ситуаций.

-пьянство  связано со специфическими формами  социального контроля. В одних  случаях оно является элементом  каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля, являясь частью дезадаптивного поведения.

-алкоголизм  часто переносится во внутреннем  комфорте, обусловленном стремлением  личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.

Наркомания -  находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить любой поступок [8, c.50]. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств. По А.Е. Личко существуют разные уровни наркомании:

 -единичное или редкое употребление наркотиков;

-многократное  употребление, но без признаков  физической и психической зависимости;

-наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась  психическая зависимость, поиск  наркотика ради получения приятных  ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;

-наркомания 2-й стадии, когда есть физическая  зависимость от наркотика и  поиск его уже направлен не  столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то, чтобы избежать мучений.

Информация о работе Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления