Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – теоретическое обоснование социальной дезадаптации подростков.
Цель предопределили следующие задачи:
сформировать понятийную инфраструктуру проблемы социальной дезадаптации подростков ;
изучить историческую ретроспективу проблемы социальной дезадаптации подростков;
проанализировать современные подходы к решению проблемы социальной дезадаптации подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы социальной дезадаптации подростков……………………………………………………………….....2
1.1 Понятийная структура проблемы социальной дезадаптации подростков …………………………………………………………………2
1.2 Историческая ретропектива проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………...13
1.3 Современный подход к решению проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………...15
Заключение ………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….....26
Приложение 1……………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Исследователь Холостова в совокупность профилактики дезадаптации отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних включает следующие направления:

- минимизация,  нейтрализация и, по возможности,  устранение социальных детерминант дазадаптации и отклоняющегося поведения детей и подростков;

- сокращение  виктимизации детской среды, т.  е. фактов и условий, способствующих  ситуациям, при которых дети  становятся жертвами преступлений (включая их вовлечение в противоправную  и криминальную эксплуатацию со стороны взрослых);

- активизация  и развитие позитивных социальных  и личностных факторов и процессов,  обеспечивающих оптимальную социализацию  подростков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование  проблемы социальной дезадаптации подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, увеличение подростковой преступности. Созданию системы профилактики дезадаптации подростков способствует развитие сети социально – реабилитационноных учреждений для работы с семьёй и детьми.

Подводя итоги работы, надо заметить, что в настоящее  время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в  связи со сменой политической и экономической  ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для  жизни в обществе, они приобретают  их на протяжении жизненного пути.

В процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и  другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания

В ходе адаптации подросток  усваивает набор ролей, которые  ему предстоит играть в обществе и вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

В ходе проведения работы были исследованы возможные моменты, которые могут привести к дезадаптированию современного подростка, разработаны  пути решения проблемы социальной дезадаптации подростков и возможные формы профилактики проблемы. Проектирование процесса социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков на принципе целостности последовательно отражает все этапы по созданию моделей профилактики дезадаптированных подростков.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, М.: Университетское, 1999 г., с. 250
  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2002 г., с. 20 – 22
  1. Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 2000 г., с. 15 – 19
  1. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 2002 г., с.23, 60
  1. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками, М.: Просвещение, 2000 г., с. 20, 31, 40, 
  1. Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности,   М., 2002 г., с. 3 – 9, 25,
  1. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность, Орел, ОГИИК, 2003 г. , с. 40, 48,
  1. Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского, с. 50, 121, М., 2001 г.
  1. Краковский А.П. О подростках, М.: Просвещение, 2003 г., с. 20, 26, 40
  1. Крутецкий В.А. Психология подростка, 2000 г., с. 5, 12, 71,
  1. Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика, М., 2004 г. , с. 12, 40
  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, .  М., 2002 г., с. 13 3, 41
  1. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками, С-Пб., 2004 г. , с. 1 , 12 – 15
  1. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 2000 г., с. 10, 23
  1. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга, С-Пб., 2003 г., с. 2 – 6, 23, 45
  1. Шакурова  М. В. Методика и технология работы социального педагога, Академия, 2006 г., с. 40, 121 – 130
  1. Целуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 2001 г., с. 12 – 14, 20
  1. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков, М., 1999 г., с. 3 – 6, 21, 42
  1. Эскин Е. В., Словарь психолога, Калининград, 2005г., с. 90 - 91
  1. Яковлев А. В., Настольная книга психолога, Тверь, 2003 г., с. 20 - 21
  1. Яшин С. И. и другие, Как понять подростка, Казань, 2001г., с. 14
  1. http//  www. Яndex. ru
  1. http// www. TeleKom. ru
  1. http// www. Junior. ru
  1. http// www. Obras. ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

 

Убедительно просим Вас принять участие в  небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование – выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол:

Возраст:

  1. Чем предпочитаете заниматься в свободное время

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться  с друзьями (подругами)

г) посещать досуговые  учреждения;

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) другое

  1. Какие фильмы предпочитаете смотреть?

а) боевики;

б) триллеры;

в) детективы;

г) фильмы с  элементами эротики;

д) комедии;

е) мелодрамы;

  1. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) не курить;

б) не употреблять  спиртные напитки;

в) заниматься спортом;

г) жить полноценной  духовной жизнью;

д) другое.

  1. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

(подчеркните  то, что относится к вам)

Да

Нет

  • курю
  • употребляю спиртные напитки
  • не занимаюсь спортом
  • употребляю наркотики
  1. Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?

а) в компании друзей;

б) в дни  семейных торжеств;

г) от нечего делать;

д) из любопытства;

е) случайно;

ж) другое.

  1. Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?

а) влияние  друзей;

б) пример родителей;

в) любопытство;

г) мода;

д) желание  почувствовать себя взрослей;

е) другое.

  1. Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее обсуждаешь?

а) с друзьями;

б) с родителями;

в) не обсуждаю вообще;

г) другое.

  1. В какой семье ты воспитываешься?

а) в полной;

б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

  1. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?

а) счастье в семье;

б) материальная обеспеченность;

в) здоровье;

г) любовь;

д) карьера;

е) нравственность;

ж) образование;

з) другое.

 

Благодарим  за ответы!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Подростковая  дезадаптация

 




Таблица 1 –  Виды и формы подростковой дезадаптации

 

 

 

 

 

 

 

Патогенная дезадаптация




 

Психическая дезадаптация




 

Социальная  запушенность




 

Устойчивые  формы




 

Устойчивые  формы




 

 

 

 

 

 

 

 

Временные формы




 

 

 

 

 

Временные формы




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления