Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – теоретическое обоснование социальной дезадаптации подростков.
Цель предопределили следующие задачи:
сформировать понятийную инфраструктуру проблемы социальной дезадаптации подростков ;
изучить историческую ретроспективу проблемы социальной дезадаптации подростков;
проанализировать современные подходы к решению проблемы социальной дезадаптации подростков.
Введение…………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы социальной дезадаптации подростков……………………………………………………………….....2
1.1 Понятийная структура проблемы социальной дезадаптации подростков …………………………………………………………………2
1.2 Историческая ретропектива проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………...13
1.3 Современный подход к решению проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………...15
Заключение ………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….....26
Приложение 1……………………………………………………………………28
-наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.
По наблюдениям
психологов, врачей наркологов, 2/3 подростков
впервые приобщаются к
Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют избалованные маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.
Суицидальное поведение: среди подростков, обследованных А.Е. Личко:
- 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
- 21% - 15 летних;
- 12% - 14 летних;
- 4% - 12-13 летних.
Схема исследования, которую использовала А. Е. Личко представлена в Приложении 1 - Анкете.
Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
Противоправное поведение:
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.
По наблюдениям
психологов среди
Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:
- воспитательно
- сильные - доля таких семей
в количестве обследованных
- воспитательно – устойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы.
- воспитательно – неустойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи.
- воспитательно – слабые - с утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;
- воспитательно – конфликтные - с постоянной конфликтной атмосферой;
- с агрессивно-конфликтной атмосферой;
- маргинальные семьи с алкогольной и сексуальной деградацией;
- правонарушительные;
- преступные;
- психически – отягощенные [18, c.20].
Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.
Прямые десоциализирующие
влияния среды оказываются со
стороны ближайшего окружения,
которые прямо демонстрирует
образцы асоциального
Как известно, отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. [18, c.13].
Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.
Криминогенный (преступный) уровень - в данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность [20, c.90].
Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.
Возрастной состав несовершеннолетних приходящих через комиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие подростки 11-13 лет (до 26%).
Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления: 48% - подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% - за побеги и бродяжничество; 3-5% - за употребление алкоголя и столько же за аморальное поведение.
Более углубленное
психологическое и социально-
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса адаптации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида [19, c.21].
В связи с
этим, отрицательное влияние
Прямые дезадаптирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации и дезадаптации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Однако процесс дезадаптации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых дезадаптирующих влияний среды [19, c.6]. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. неблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков.
Поскольку социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу, необходимо в первую очередь уяснить сущность этого важнейшего социального явления. Р. Мертон рассмотрел индивидуальные пути адаптации индивида к обществу, исходя из фактора принятия или непринятия им ценностей данного общества и путей их достижения [10, c.5].
Эстафету изучения адаптации социальные науки принимают из рук биологии, и практически во всех современных исследованиях присутствует представление о том, что в социальной адаптации участвуют индивиды, наделённые как социальной, так и биологической сущностью. Такой подход берёт начало ещё от Г. Спенсера, который рассматривал общество как социальный организм и соответственно адаптацию индивидов как постоянное достижение равновесия организма (индивида) со средой (обществом). В результате такого непрерывного приспособления происходит усложнение общественного устройства.
Значительным стимулом исследования социальной адаптации в западной социологической науке послужил иммигрантский характер американского общества, в результате чего каждый индивид и каждая национальная группа должны были приспосабливаться к новым для них условиям. В трудах Ф. Знанецкого изучалась адаптация в Америке выходцев из Польши, причём автор исследует этот процесс через усвоение индивидами социального опыта в процессе социального действия. Его исследования и теоретические положения со всей определённостью показывают, что процесс адаптации человека к новым условиям имеет прежде всего социальную природу [http// www. Junior. ru].
Содержание адаптационных
Хотя Э. Дюркгейм не использует термина «адаптация», он изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидном уровне это выражается в принятии господствующей общественной морали, усвоении представлений о своём долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях. На уровне общества основным инструментом такого приспособления является само наличие этих норм, их общезначимый характер. Отклонение норм или их слабость , «аномия» (безнормативность) – патология всего общества, которая должна быть преодолена.
Такое понимание было шагом вперёд для своего времени, однако пассивный характер подчинения индивида нормам, игнорирование активности личности и роли социокультурных факторов потребовало дальнейшего рассмотрения сущности взаимоотношений индивида и общества. М. Вебер признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека. Основанием для следования нормам является рациональность, способность добиться в этом процессе эффективных результатов [12, c.41]. Индивид ищет наиболее подходящие для него нормы в мозаике социальных ценностей и также самостоятельно видоизменяет или творит их.
Вебер рассматривает как целерациональное, так и ценностнорациональное поведение, причём в таком варианте приспособление человека к обществу также является источником социального прогресса. Однако описанная М. Вебером деятельность, построенная на достижении индивидуального блага и применяемая без учёта интересов других индивидов, могла нарушить равновесие общества Т. Парсонс рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация – это одновременно и процесс достижения стабильности, и результата этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества. Как и в других своих исследованиях, Парсонс исходит из аналогии применения к социальной действительности биологического механизма гомеостазиса, то есть равновесия социального организма или системы, восстанавливающих своё стабильное состояние невзирая на внешние воздействия.
Информация о работе Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления