Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – теоретическое обоснование социальной дезадаптации подростков.
Цель предопределили следующие задачи:
сформировать понятийную инфраструктуру проблемы социальной дезадаптации подростков ;
изучить историческую ретроспективу проблемы социальной дезадаптации подростков;
проанализировать современные подходы к решению проблемы социальной дезадаптации подростков.
Введение…………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы социальной дезадаптации подростков……………………………………………………………….....2
1.1 Понятийная структура проблемы социальной дезадаптации подростков …………………………………………………………………2
1.2 Историческая ретропектива проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………...13
1.3 Современный подход к решению проблемы социальной дезадаптации подростков………………………………………...15
Заключение ………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….....26
Приложение 1……………………………………………………………………28
Процесс дезадаптации проявляется во всех формах жизнедеятельности подростков – в познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной сферах. Сложность личностных изменений, происходящих с дезадаптированными подростками, глубина разрушения социальных связей и деформации социальных качеств, всесторонность задач их восстановления и коррекции обусловливает комплексный характер профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Учитывая многофакторный характер причин и последствий дезадаптации детей и подростков в процессе профилактики должны приниматься меры юридической, организационной, социальной, психологической, экономической помощи, реализация которых находится в компетенции разных органов и учреждений .В обобщенном виде можно сказать что для организации всесторонней помощи дезадаптированным подросткам необходимо формирование и развитие институционализированной системы профилактики, способствующей воспитанию подростков в семье.
В качестве приоритетных задач можно назвать поддержку семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей и многое другое [3, c.15 – 17]. Разработан и принят Национальный план действий в интересах детей и подростков до 2010 года, Федеральная программа «Дети России» на 2003 – 2008 года и другие документы, определяющие основные приоритетные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целях улучшения координации
и межведомственного
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения подростков по мнению М. В. Шакуровой являются:
- ранняя диагностика детей групп риска;
- консультационно –
- мобилизация воспитательного
потенциала среды, работа с
контактными группами
- организация коррекционно –
реабилитационной деятельности
в зависимости от уровня
- патронаж дезадаптированных
- разработка и реализация
Успешным направлением работы с дезадаптированными и десоциализированными детьми и подростками является культурно – досуговая деятельность.
Культурно-досуговая
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [5, c.20].
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями [11, c.12]. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации и адаптации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении
культурно-досуговой
Прежде всего,
эффективность воспитательного
воздействия культурно-
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых [23, http// www. Яndex. Ru]. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.
Яркой формой
организации зрелищных
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.
В практике культурно-досуговой
деятельности встречается такая
форма, как познавательно-
Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.
Таким образом,
сложившиеся в настоящее время
формы культурно-досуговой
Рассмотрим
основные направления культурно-
В данном случае привлечение наглядных
технических средств смогут придать
эмоциональную окраску и
Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление
культурно-досуговой
Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание [5, c.20]. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию
данного направления
Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация и адаптация подростков, которые носят положительную направленность.
Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.
Характер отклоняющегося поведения несовершеннолетних и его детерминация таковы, что в борьбе с ним должны применяться не только меры уголовной репрессии, но и первую очередь превентивные подходы [15, c.10].
Основополагающим элементом формирования моделей профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних должно стать понимание данной проблемы как высоко социально значимой, многоуровневой и многоаспектной задачи, в центре корой находится личность подростка, формирующаяся в социальной среде. Современная общая модель системы профилактики дезадаптированных детей и подростков представляет собой объединение разноведомственных органов, учреждений и служб, деятельность которых направлена на реализацию государственной социальной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений, осуществление дифференцированного подхода к различным группам детского населения [18, c.12]. Учитывая социальный характер детского неблагополучия, деятельность всех элементов системы профилактики предполагает в первую очередь защиту прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности, поддержку в семье и адаптацию в общество.
Чтобы создать наиболее эффективные модели профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо как можно раньше выявить детей, оказавшихся в трудной для них жизненной ситуации. Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптированных детей и подростков, предупреждение отклоняющегося (девиантного) поведения в преступное (деликвентное) [6, c.4].
Информация о работе Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления