Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:46, доклад
Социальная экспертиза — вид экспертных исследований, находящийся в стадии становления. Общего представления о ее смысле и назначении еще не сложилось. Тем не менее есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, которые обладают чертами социальной экспертизы (социогуманитарная экспертиза, фамилистическая экспертиза и т.д.).
Социальная экспертиза — вид экспертных исследований, находящийся в стадии становления. Общего представления о ее смысле и назначении еще не сложилось. Тем не менее есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, которые обладают чертами социальной экспертизы (социогуманитарная экспертиза, фамилистическая экспертиза и т.д.).
Собственно, в двух направлениях—включение социальной экспертизы в более широкий по содержанию экспертный комплекс и разработка ее составных частей — и происходит формирование этого способа оценки социальных инноваций.
Понятие социальной экспертизы. Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема.
Когда мы говорим «социальные объекты», то имеем в виду людей, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п. Перечень социальных объектов не должен быть закрыт, поскольку социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи социальной экспертизы заставляют если не исключать какие-то социальные объекты из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать им разное значение.
В нашем определении социальной экспертизы отражены ее основные функции:
— диагностическая функция
— освидетельствование
— информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
— прогностическая функция
— выявление возможных
— проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.
Цель и задачи социальной экспертизы. В общем виде целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Применительно к социальному проектированию эта цель может иметь более четкий характер: социальная экспертиза должна установить степень соответствия социального проекта интересам и ожиданиям тех людей, которые прямо или косвенно оказываются связанными с проектом.
Социальная экспертиза
не может быть безбрежной по целям
и задачам, иначе ее проведение потеряет
практический смысл. Когда мы говорим
об установлении соответствия деятельности
органов государственной власти
и других социальных институтов интересам
граждан и задачам социальной
политики (или сужаем это представление
в отношении социальных проектов),
то обозначаем этим тот итог, к которому
должна вести экспертиза. Но если эксперты
учитывали бы все возможные ситуации,
в которых затрагиваются
Предмет социальной экспертизы. Чаще всего социальная экспертиза ведется по трем направлениям, которые и отражают предмет оценки.
1. Эксперты устанавливают
социальные последствия для
2. При помощи экспертизы
может быть установлено
3. Экспертиза может выявить
адекватность восприятия в
Предметная область социальной
экспертизы направлена на преодоление
разрыва нормативно-правового
Организация социальной экспертизы.
Возможности и способы
Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять на управленческие решения в социальной сфере с точки зрения их оптимизации. В этом заинтересованы органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, организаторы проекта — в общем, многообразные структуры и формирования, принимающие управленческие решения (ниже мы для всех таких структур и формирований используем обобщающий термин «принимающие решения органы»).
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа нет ясности относительно:
— возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;
— того, насколько будут
различаться последствия
— того, какое ресурсное обеспечение необходимо.
Неясности такого рода могут
быть порождены разными причинами.
Источником неясности может быть
сам факт отсутствия общего мнения
в принимающем решения органе.
В других случаях отмечается недостаток
аргументов за и против подготовленного
решения или невозможность
Наконец, встречается ситуация, когда есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра, для того чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.
Таким образом, прикладное назначение социальной экспертизы связывается не только с корректировкой управленческих решений, но и с общекультурным и общесоциальным смыслом деятельности принимающих решения органов, какой бы уровень полномочий за ними ни был закреплен.
Принятие решения о проведении экспертизы — это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:
— определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза (в том числе установление масштаба, носителей, стадии развития проблемы и прочее, что не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок);
— постановку цели экспертного исследования;
— выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.
Это означает, что на принимающий решения орган ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а перед экспертами ставится задача дать заключение в форме, понятной неспециалистам. Для обеспечения этой задачи при организации социальной экспертизы обычно нужно, чтобы ее участников было не двое («заказчик» —«исполнитель»), а трое («заказчик»—«организатор» —«исполнитель»).
Модели социальной экспертизы.
Экспертиза может производиться
по модели «Рецензия» — наиболее традиционной
форме экспертной оценки, в основном
применяемой при анализе
Рецензия —простая и наименее затратная экспертиза документа, но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.
В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:
— рецензия заказывается нескольким
не связанным между собой
— рецензии принимаются без каких-либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;
— тексты рецензий исследуются специалистами (перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи) при помощи социологических методов, принятых при обработке документальных источников;
— итоги вторичной обработки экспертных оценок включаются в акт экспертизы, который представляют органу, заказавшему экспертное исследование.
В рамках данной модели может
рассматриваться и
Другая модель организации
экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг
— регулярно повторяющееся
Применение мониторинга
малоэффективно, если характер решаемых
задач отличается разнообразием
и их нельзя свести к небольшому
числу параметров. Другая особенность
мониторинга — выявление им своей
эффективности лишь тогда, когда
накапливается достаточный
Экспертиза может проводиться по модели «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
В последнее время идеи
о более широком привлечении
специалистов-экспертов для
Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных организационных форм социальной экспертизы. Разница задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация нескольких форм экспертизы.
Экспертиза конкурсных проектов. В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены на конкурс. Тогда появляется специфическая экспертная задача по сопоставлению разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Основания для предпочтения устанавливаются в зависимости от целей конкурса.
Подобная задача была решена
в 90-е годы Экспертно-консультативным
советом по проектам и программам
молодежных и детских объединений
в области государственной
— социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия; возможность развития проекта, его перспективность; возможность воспроизведения в иных условиях;