Социальная экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:46, доклад

Описание

Социальная экспертиза — вид экспертных исследований, находящийся в стадии становления. Общего представления о ее смысле и назначении еще не сложилось. Тем не менее есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, которые обладают чертами социальной экспертизы (социогуманитарная экспертиза, фамилистическая экспертиза и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

Социальная экспертиза.docx

— 56.02 Кб (Скачать документ)

Социальная экспертиза — вид экспертных исследований, находящийся в стадии становления. Общего представления о ее смысле и назначении еще не сложилось. Тем  не менее есть много попыток разработки специальных экспертных комплексов, которые обладают чертами социальной экспертизы (социогуманитарная экспертиза, фамилистическая экспертиза и т.д.).

Собственно, в двух направлениях—включение социальной экспертизы в более широкий по содержанию экспертный комплекс и разработка ее составных частей — и происходит формирование этого способа оценки социальных инноваций.

Понятие социальной экспертизы. Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния  социального объекта, установление достоверности информации о нем  и окружающей его среде, прогнозирование  его последующих изменений и  влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений  и социального проектирования в  условиях, когда исследовательская  задача трудноформализуема.

Когда мы говорим «социальные  объекты», то имеем в виду людей, социальные общности, социальные институты  и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные  акты, прямо или косвенно предусматривающие  социальные изменения, социальные проекты  и т. п. Перечень социальных объектов не должен быть закрыт, поскольку социальная реальность многообразна и несводима  к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи социальной экспертизы заставляют если не исключать какие-то социальные объекты из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать им разное значение.

В нашем определении  социальной экспертизы отражены ее основные функции:

— диагностическая функция  — освидетельствование состояния  социального объекта в момент исследования;

— информационно-контрольная  функция — исследование информации о социальном объекте и его  окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие  коррективы, если информация содержит искажения;

— прогностическая функция  — выявление возможных состояний  социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе  и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

— проектировочная функция  — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта  для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Цель и задачи социальной экспертизы. В общем виде целью  социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов  государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и  задачам социальной политики, а также  формирование предложений по достижению этого соответствия. Применительно  к социальному проектированию эта  цель может иметь более четкий характер: социальная экспертиза должна установить степень соответствия социального  проекта интересам и ожиданиям  тех людей, которые прямо или  косвенно оказываются связанными с  проектом.

Социальная экспертиза не может быть безбрежной по целям  и задачам, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Когда мы говорим  об установлении соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов интересам  граждан и задачам социальной политики (или сужаем это представление  в отношении социальных проектов), то обозначаем этим тот итог, к которому должна вести экспертиза. Но если эксперты учитывали бы все возможные ситуации, в которых затрагиваются интересы людей, то они оказались бы в крайне затруднительном положении из-за объема деятельности и ее неопределенности. Поэтому необходимо уточнить целеполагание  социальной экспертизы через предмет  экспертных оценок.

Предмет социальной экспертизы. Чаще всего социальная экспертиза ведется  по трем направлениям, которые и  отражают предмет оценки.

1. Эксперты устанавливают  социальные последствия для людей  (группы, населения) принятых и  подготовленных к принятию социальных  проектов.

2. При помощи экспертизы  может быть установлено соответствие  реализованного проекта его первоначальному  замыслу, а также принятому  в отношении проекта управленческому  решению.

3. Экспертиза может выявить  адекватность восприятия в общественном  сознании принятого или подготовленного  проекта.

Предметная область социальной экспертизы направлена на преодоление  разрыва нормативно-правового и  организационно-управленческого обеспечения  социальной политики с реальностями жизни. Этим определяется значение экспертных оценок для социального проектирования.

Организация социальной экспертизы. Возможности и способы проведения социальной экспертизы вытекают из специфики  организационно-управленческих решений, поскольку к их обслуживанию в конечном счете сводится ее назначение. Проблемы организации социальной экспертизы напрямую связаны с проблемами организационно-управленческой деятельности.

Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в  способности экспертных оценок и  предложений влиять на управленческие решения в социальной сфере с  точки зрения их оптимизации. В этом заинтересованы органы государственной  власти, органы местного самоуправления, общественные организации, организаторы проекта — в общем, многообразные  структуры и формирования, принимающие  управленческие решения (ниже мы для  всех таких структур и формирований используем обобщающий термин «принимающие решения органы»).

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности  людей; при этом у принимающего решения  органа нет ясности относительно:

— возможных масштабов  влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

— того, насколько будут  различаться последствия реализации управленческого решения для  разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

— того, какое ресурсное  обеспечение необходимо.

Неясности такого рода могут  быть порождены разными причинами. Источником неясности может быть сам факт отсутствия общего мнения в принимающем решения органе. В других случаях отмечается недостаток аргументов за и против подготовленного  решения или невозможность получить аргументы иным, кроме экспертного, путем. Но в то же время у названного органа есть намерение прогнозировать последствия своих решений и социально-проектной деятельности. Или есть необходимость аргументированно противостоять внешнему давлению «сверху», «снизу», «сбоку» (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников социального управления), добиваясь признания этих аргументов. Нередко у руководителей есть желание опереться в своих действиях на авторитет специалистов.

Наконец, встречается ситуация, когда есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих  внешнего арбитра, для того чтобы  определиться с выбором наилучшего варианта.

Таким образом, прикладное назначение социальной экспертизы связывается  не только с корректировкой управленческих решений, но и с общекультурным и  общесоциальным смыслом деятельности принимающих решения органов, какой бы уровень полномочий за ними ни был закреплен.

Принятие решения о  проведении экспертизы — это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:

— определение социальной проблемы, в связи с которой  проводится экспертиза (в том числе  установление масштаба, носителей, стадии развития проблемы и прочее, что  не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок);

— постановку цели экспертного  исследования;

— выдвижение требований к  форме представления результата экспертизы.

Это означает, что на принимающий  решения орган ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а перед экспертами ставится задача дать заключение в форме, понятной неспециалистам. Для обеспечения этой задачи при организации социальной экспертизы обычно нужно, чтобы ее участников было не двое («заказчик» —«исполнитель»), а трое («заказчик»—«организатор» —«исполнитель»).

Модели социальной экспертизы. Экспертиза может производиться  по модели «Рецензия» — наиболее традиционной форме экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов (документов). Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для  изучения. Отзыв содержит положительные  и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. Отличие от рецензии литературного  или театрального критика здесь  в том, что заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и предопределяющие принятие того или иного управленческого решения.

Рецензия —простая и наименее затратная экспертиза документа, но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может  быть предусмотрен компенсирующий эти  недостатки вариант. Его схема такова:

— рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно  и однозначно;

— рецензии принимаются  без каких-либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в  техническом задании;

— тексты рецензий исследуются  специалистами (перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи) при  помощи социологических методов, принятых при обработке документальных источников;

— итоги вторичной обработки  экспертных оценок включаются в акт  экспертизы, который представляют органу, заказавшему экспертное исследование.

В рамках данной модели может  рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без  представления текста экспертного  заключения.

Другая модель организации  экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг — регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое  исследование позволяет выявить  динамику развития объекта (явления, процесса). Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе.

Применение мониторинга  малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием  и их нельзя свести к небольшому числу параметров. Другая особенность  мониторинга — выявление им своей  эффективности лишь тогда, когда  накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений  или процессов.

Экспертиза может проводиться  по модели «Проект». Эта модель экспертного  исследования направлена на решение  группы смежных задач, в которой  экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и  тенденций.

В последнее время идеи о более широком привлечении  специалистов-экспертов для целей  социального проектирования стали  рассматриваться и в связи  с толкованием результатов экспертных опросов. У экспертного опроса выявлена функция «интеграции концепций  совершенствования социальных объектов, методическое и процедурное осуществление  которой делает возможным осуществление  задачи по выявлению и изучению проблемных ситуаций, выдвижение способов их решения  в форме комплексных программ (концепций), системы мероприятий  по совершенствованию данных объектов, целевых программ, реализация которых  будет практическим решением проблем»39. От этой идеи, разработанной применительно  к экспертному знанию и его  использованию в социологическом  исследовании, только шаг до организации  работы с экспертами по модели «Проект».

Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных  организационных форм социальной экспертизы. Разница задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация нескольких форм экспертизы.

Экспертиза конкурсных проектов. В некоторых случаях  возникает необходимость вести  экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены на конкурс. Тогда  появляется специфическая экспертная задача по сопоставлению разных текстов  и предпочтению тех или иных из них. Основания для предпочтения устанавливаются в зависимости  от целей конкурса.

Подобная задача была решена в 90-е годы Экспертно-консультативным  советом по проектам и программам молодежных и детских объединений  в области государственной молодежной политики (с 2001 г. Экспертно-консультативный  совет действует в рамках соответствующего конкурса, проводимого Минобразования России). На основе более 350 рассмотренных  проектов и программ Совет сформулировал свои рекомендации для экспертов. Согласно рекомендациям, эксперт устанавливает:

— социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия; возможность развития проекта, его  перспективность; возможность воспроизведения  в иных условиях;

Информация о работе Социальная экспертиза