Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:02, реферат

Описание

Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей.
Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
2.2 ПОДДЕРЖКА БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
3.1 КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
3.2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.docx

— 75.22 Кб (Скачать документ)

-           средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ee наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);

-           частоты наступления рисковых ситуаций;

-           степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

-           объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев.

По степени опасности  социальные риски классифицируются: на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование.

В социальном страховании  сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному  лицу компенсации утраченного трудового  дохода или дополнительных, непредвиденных расходов.

На практике сложились  три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная  страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.

Преимущество системы  социального страхования перед  другими формами коллективного  социального обеспечения – социальной помощи и внутренними корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены  в процесс резервирования страховых  накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности  выплат, защите их от произвольных решений  органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих  конституционных прав.

На долю существующих видов  социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что  соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти  цифры составляют соответственно 45% и 7,3% ВВП.

Действующая система социального  страхования в России имеет черты, характерные для социальной помощи, а не страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей  уровень социальных выплат явно недостаточен и не соотносится с размером вносимых страховых взносов. Законодательно система социальной защиты еще только формируется. Система социального страхования и система социальной помощи окончательно не разделены.

Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и системы социальных гарантий, широко используемые в развитых странах, в  России имеют характер отвлеченных  категорий, а не практических регуляторов  социальной защиты населения. В системе страхования РФ существуют серьезные недостатки: это, прежде всего, незаинтересованность работодателей и работников в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, значительное отставание в создании экономических условий для формирования новых механизмов социальной защиты, наличие теневого рынка труда и доходов, наличие крайне высокой и необоснованной дифференциации в оплате труда в разных отраслях экономики и т.п.

2.2 Поддержка бедных слоев  населения

В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет  проблема бедности. Бедность — это  такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной  семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление  на общественно необходимом уровне. Различают абсолютную и относительную  бедность. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное  неудовлетворение первостепенных физиологических  потребностей человека в пище, одежде, жилье.

Под относительной бедностью  понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная  бедность показывает, насколько человек  беден по сравнению с другими  людьми.

Бедность как социальное явление свойственна любой экономической  системе. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным  странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного  потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях доходов богатых  и бедных, в то время как развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

Российская Федерация  относится к разряду стран, в  которых дифференциация доходов  и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан составляют, по разным оценкам, 1 : 25—30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

К настоящему времени бедность как социально-экономическое явление  стало для России массовым: по оценкам  примерно 21,6 млн. человек проживают  за чертой прожиточного минимума, в 1990 г. — таких было всего 2,3 млн. человек.

Бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и  для значительной части интеллигенции  в трудоспособном возрасте, занятых  на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств  для ее простого воспроизводства.

Минимальная зарплата (2300 руб.) составляет в настоящее время  всего лишь 57% от прожиточного минимума (4414 руб.) и 15 – 16 % от средней заработной платы в народном хозяйстве (14 – 15 тыс. руб.)[7].

На основе нормативного метода Федеральной службой государственной  статистики РФ был определен следующий  состав населения, живущего за чертой прожиточного минимума (определяемого  стоимостью минимального набора продуктов  питания, самых необходимых промышленных товаров и услуг применительно  к социально-экономическим условиям 2006 г. в процентах к общей численности  населения России), это:

дети до16 лет

молодежь от 16 до 30 лет

трудоспособные от 31 до 59 лет

люди пенсионного  возраста свыше 55—60 лет

21,2

25,6

40,1

13,1


Бедные слои населения  неоднородны как по своему составу, так и по степени бедности.

Все население с  денежными доходами

ниже величины прожиточного минимума 

в том числе:

дети до 15 лет

молодежь от 16 до 30 лет

женщины и мужчины  в трудоспособном возрасте

пенсионеры

21,6 млн человек

4,6 млн человек

5,5 млн человек

8,7 млн человек

2,8 млн человек[8]





 

т.е. 15,3 % населения практически  голодают.

Характерной чертой российской бедности является преобладание так  называемой «текучей бедности», т.е. временной  невозможности самообеспечения по сравнению с «застойной», постоянной невозможностью достичь самообеспечения без внешней социальной поддержки.

Борьба с бедностью  или ее профилактика — важнейшая  задача всякой социально ориентированной  экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый — это обеспечение и  поддержание минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных  для обеспечения действующих  в стране стандартов потребления. Такой  способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем  благосостояния.

Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно  худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) — основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны.

В постсоциалистических странах гарантированный прожиточный минимум установлен лишь в Чехии, и он соответствует уровню минимальной пенсии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь те, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации в  настоящее время система социальной защиты бедных, малообеспеченных и  семей с детьми функционирует  по второй модели – как система  адресной помощи, о которой Римашевская Н.М. высказалась так: «Нельзя не упомянуть внедрение так называемой адресной социальной помощи, эффективность которой близка к нулю. На самом деле доля денежных трансфертов в доходах населения составляет сегодня менее 2%, в то же время административные расходы, связанные с установлением права на получение социальной помощи, будут перекрывать сумму пособий, открывая новый источник для коррупции среди чиновников»[9].

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере  социальной политики. Она решается двумя путями. Первый предполагает ведение эффективной борьбы с  бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования  всех инструментов макроэкономической и региональной политики.

Другой путь борьбы с бедностью  — это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники.

Раздача денежных пособий  по принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения  от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что  необоснованно ухудшит условия  воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение сводного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных  детей и т.п.). Подобный путь к изменению  числа бедных в стране мало приемлем, и носит исключительно неэффективный  затратный характер.

Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает, прежде всего, экономическое оздоровление экономики на основе ускорения темпов производительности общественного  труда, ускорения реструктуризации отдельных народнохозяйственных комплексов.

Социальные программы  ориентированы как на текущую  поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделить часть национального дохода страны, в условиях крайне ограниченных ресурсов, и довести помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование, прежде всего, перераспределительного механизма, настроченного на наименее обеспеченных людей при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения. В ходе использования налогового механизма, а также цен на товары и услуги, занятости должны быть восстановлены права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

-           установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;

-           отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;

-           установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;

-           обеспечение доступности для всех слоев населения социально-значимых товаров и услуг.

В ходе борьбы с бедностью  главное – создание способов для  личной самозащиты, а не только государственной, поощрение зарабатываемости доходов с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

2.3 Политика государства  на рынке труда

Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования  по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных  трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана, прежде всего, с  возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме  того, воздействие на этот рынок  идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет  на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в  связи со структурными сдвигами в  экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Информация о работе Социальная политика государства