Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
Введение…………………………………………………………………….4
1.Сущность и основные понятия направления социальной политики…..5
1.1 Основные направления социальной политики………………………..6
1.2 Пути реализации…………………………………………………………14
1.3 Система государственного социального обеспечения………………..14
2.Социальная защита населения…………………………………………….16
2.1 Структура социальной защиты………………………………………….17
2.2 Инструменты и программы социальной защиты населения…………..18
2.3 Принципы социальной защиты………………………………………….20
3.Система социальной защиты в рыночной экономике……………………23
3.1 Социальные гарантии…………………………………………………….23
3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство…………………………….24
3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления…………………….25
3.1.3 Гарантии экологической безопасности…………………………….....26
3.2 Государственное социальное обеспечение……………………………..28
3.3 Социальная помощь………………………………………………………29
4.Особенности современной социальной политики в России……………..30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………35
Социальная устойчивость предполагает:
- стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;
-
недопущение необоснованной
- формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.
Социальная
политика государства в переходящей
к рынку экономике имеет
-
поддержке различных слоев
-
социальной поддержке
-
создании благоприятных
-
финансировании в достаточном
объеме образования и
- заботе об охране экологии, окружающей среды;
- регулировании сферы трудовых отношений.
И реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
В решении многих социально—экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в тоже время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.
Частью социальной политики государства является политика доходов. Социальная политика направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Социальная политика в переходной экономике отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ. С другой стороны, решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и сократившиеся вследствие трансформационного спада материальные возможности государства и общества.
В условиях переходной экономики в некоторых странах (включая Россию) происходило резкое увеличение дифференциации доходов населения. Неравенство в доходах усиливалось трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызвали значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода. В наибольшей степени социальная дифференциация возрастала в странах, которые провели лишь половинчатые реформы, где сохранившая свои позиции демократия и связанный с ней крупный бизнес обладали возможностью перераспределять значительную часть доходов в свою пользу. Именно такая ситуация сложилась в России в 90-х гг.
В этих условиях государство было вынуждено (даже вопреки проводившейся политике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении расходов.
Как
говорилось выше, главными средствами
перераспределения доходов
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий. Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.
Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время ее можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества4.
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказания содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.
Характеристика
негативных и позитивных сторон социальной
политики показывает, что ее отсутствие
ставит под угрозу социальную и экономическую
безопасность общества, оставляет обездоленными
тех, кто нуждается в поддержке
государства.
1.2 Пути реализации социальной политики
по-разному подходят к определению этих путей. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух форм5:
Первая форма включает в себя комплекс таких государственных мер, как:
- либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
- поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
-
регулирование трудовых
Вторая
форма предусматривает меры, направленные
на перераспределение доходов, обеспечение
пенсиями и пособиями нетрудоспособных,
малообеспеченных и безработных, повышение
образовательного уровня и усиление медицинской
помощи всем нуждающимся.
1.3
Система государственного социального
обеспечения
Государственное
социальное страхование вспомоществование
«клиенты»: застрахован-«клиенты»: социальные,
бывшие участники ущемленные, живущие
производствав бедности и особенно в нищете
Источник финансирования: взносы предприятия,
застрахованных, налогообложение, налогообложение,
госбюджет бюджет.
2.Социальная защита населения
Под государственной защитой населения понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, возникающая по поводу:
Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.
Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:
- пособия по безработице;
- пенсии;
-
пособия по болезни,
- жилищные пособия;
-
пособия на получение
- медицинская помощь;
-
гарантирование государством
Социальная
защита возможна на основе обеспечения
условий для повышения благосостояния,
поддержания определенного статуса различных
социальных групп и отношений между ними,
формирования и воспроизводства оптимальной
структуры общества. Ее невозможно обеспечить
и без развитой инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных
услуг, транспорта и связи, образования,
здравоохранения, информации. Объем, качество
и характер продукции этой сферы должны
способствовать созданию нормальных условий
жизнедеятельности и воспроизводства
населения6.
2.1
Структура социальной защиты населения
Основными
направлениями формирования эффективной
системы социальной защиты считаются:
поддержка беднейших слоев
Непосредственная цель производства в условиях рынка – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.
Структура социальной защиты в рыночной экономике
Такая система получает развитие в странах с переходной экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих странах делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а так же выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом.
Информация о работе Социальная политика и её основные направления