Социальная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

1.Сущность и основные понятия направления социальной политики…..5

1.1 Основные направления социальной политики………………………..6

1.2 Пути реализации…………………………………………………………14

1.3 Система государственного социального обеспечения………………..14

2.Социальная защита населения…………………………………………….16

2.1 Структура социальной защиты………………………………………….17

2.2 Инструменты и программы социальной защиты населения…………..18

2.3 Принципы социальной защиты………………………………………….20

3.Система социальной защиты в рыночной экономике……………………23

3.1 Социальные гарантии…………………………………………………….23

3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство…………………………….24

3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления…………………….25

3.1.3 Гарантии экологической безопасности…………………………….....26

3.2 Государственное социальное обеспечение……………………………..28

3.3 Социальная помощь………………………………………………………29

4.Особенности современной социальной политики в России……………..30

Заключение…………………………………………………………………..34

Список используемой литературы…………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

эконом теория.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

      Для социально уязвимых слоев населения  установлена единая система государственных  пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения  его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно контролирует минимальный размер пенсий. 

      2.2 Инструменты и программы социальной  защиты населения 

      В условиях перехода к рынку в социальной защите нуждается все большая  часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимы в отношении к третьей и т.д.

      Для сохранения определенного уровня жизни  граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: пенсии, стипендии, пособия и т.д. Компенсации потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

      Развитие  рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому  состоянию людей, что обуславливает  развитие системы образования и  охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения  параллельно с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы.

      Началось  выделение средств на обеспечение  населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской  техникой, а так же переход к  системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

      Рынок обусловливает потребность в  получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, - помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

      В каждой стране сформирована своя система соцобеспечения. Наиболее высокий уровень защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

      Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями7.

      Для регулирования занятости населения  разрабатываются и реализуются  программы по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.

      Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным (обучение, переподготовка, пособия и т.д.).

      Новый механизм социальной защиты в нашей  стране формируется и весьма заметно. Предприятия развиваются, товары российского  производителя все более заполняют  отечественный рынок. Благодаря этому возрастают доходы населения, повышается уровень жизни. Это позитивно отражается на обществе, материальном и духовном развитии малоимущих граждан. 

      2.3 Принципы социальной защиты 

      Система социальной защиты является органичным элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д.

      Основным, системообразующим принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу. Этот принцип наиболее полно применяется в системе государственных гарантий (например: минимальная зарплата и минимальная пенсия), а также гарантии в форме права на труд и на отдых, права на образование и на медицинское обслуживание, охрану труда и семьи. Эти гарантии представляют собой правовую и материальную основу для нормальной жизнедеятельности всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска. Если индивид по каким-либо причинам выбывает из конкурентной борьбы, государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. Но при этом, исходя из принципа субсидарности, поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. По данному принципу строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).

      Но, неуплата работодателем взносов  на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который показывает степень готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся, независимо от их участия или неучастия в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии этого принципа базируется социальная помощь (поддержка) как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.

      Любая программа социальной защиты для  того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означаемому, что «чистые» социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Оценкой этого принципа могут служить показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.

      С принципом эффективности тесно  связан принцип адекватности, который означает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объемам созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции государства. Естественно, что промышленно развитые страны с высоким показателем ВВП на душу населения имеют больше возможностей осуществлять программы социальной защиты, чем страны с переходной экономикой. Здесь следует отметить, что прямой связи между темпами экономического роста, размерами ВВП и степенью социальной защиты населения нет.

      Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства и системы ценности и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и пространстве. Это отвечает основному, фундаментальному назначению экономики – быть средством жизнеобеспечения людей. 

 

       3.Система социальной защиты в  рыночной экономике 

      Базисом этой системы выступают государственные  гарантии. Источником финансирования государственных программ социальных гарантий выступает преимущественно  государственный бюджет и бюджеты  местных органов власти. 

      3.1 Социальные гарантии 

      Социальные  гарантии – это обязательства обществ перед своими членами по удовлетворения ряда потребностей8.

      Элементы  системы социальных гарантий:

  1. гарантии формирования, поддержания и развития способностей в первую очередь к труду (гарантии равного доступа к социально приоритетным благам);
  2. гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности и др.);
  3. гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решении (в процессе производства, в масштабах решений общесоциального и общегосударственного порядка);
  4. гарантии распределения по труду, получения доходов на основе разнообразных общественно приемлемых способов и источников их формирования;
  5. гарантии в сфере реализации обмена (гарантии товарного покрытия денежных доходов, равного доступа к рынкам товаров и услуг);
  6. гарантии в сфере потребления (гарантии свободного выбора направления, форм и способов использования доходов, гарантии общественного контроля качества и безопасности для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей);
  7. гарантии обеспечения экологической безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества;
  8. гарантии защиты гражданских свобод каждой личности, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.

      Российские  экономисты выделяют следующие социальные гарантии, предоставляемые населению:

  1. минимальная оплата труда;
  2. пенсии;
  3. пособия на детей;
  4. стипендии;
  5. индексация доходов в условиях инфляции;
  6. компенсация потерь от стихийных бедствий;
  7. пособия по безработице;
  8. медицинское страхование;
  9. защита условий труда;
  10. социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов.
 

      3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство

      Элементы  системы социальных гарантий находятся в единстве, взаимосвязи и охватывают почти все сферы общественной жизни: подготовку граждан к трудовой деятельности, производство, обмен распределение, потребление, сферы социальных прав и обязанностей, экологии.

      Гарантии  занятости характеризуют степень использования трудовых ресурсов в общественном производстве, соотношение трудового населения и рабочих мест. Например, существует биржа труда, которая изучает потребность в кадрах, учет занятых и безработных, переподготовка кадров и т.д.

      Гарантия  потребления является заключительной стадией воспроизводства и показывает, насколько необходимой и полезной оказалась работа на производстве при распределении и обмене. Потребление помогает оценивать работу как отдельных видов производства, так и целых отраслей9.

      Жизнь человека ежедневно интеллектуально  и эмоционально расширяется с  помощью книг, телевидения, компьютера и т.д. Чем больше информирован человек, тем богаче и насыщеннее его жизнь. Уже на втором курсе это заметно  ощущается. Если материально-вещественное потребление в большей мере обеспечивает существование людей, то духовное в основном связано с их развитием и изменяется более быстрыми темпами по сравнению с вещественным потреблением. В нем возрастают потребности, направленные на повышение образования и расширение кругозора, не смотря на то, что «меньше знаешь, крепче спишь». Еще хочется подметить, что удовлетворить эти потребности практически невозможно. Достигая цель, появляется другая, более сложная. Исходя из этого, можно потребления разделить на насыщаемое (потребность в определенных продуктах питания, в конкретных видах одежды и моделях обуви, предметах быта) и ненасыщаемое (знания, образование, музыка, чтение книг, созерцание прекрасного, общение с людьми и другие духовные ценности). 

      3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления

      Суверенитет потребления – это ситуация, при которой потребители определяют поведение товаропроизводителей. Суверенитет потребителя проявляется через покупку или отказ от покупки товаров. Для того, чтобы потребитель мог соблюдать свой суверенитет, он должен иметь свободу выбора – положение, при котором только деньги ограничивают приобретение товаров и услуг. Более высокие потребности могут быть удовлетворены только в результате более производительного труда. С увеличением

Информация о работе Социальная политика и её основные направления