Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
Введение…………………………………………………………………….4
1.Сущность и основные понятия направления социальной политики…..5
1.1 Основные направления социальной политики………………………..6
1.2 Пути реализации…………………………………………………………14
1.3 Система государственного социального обеспечения………………..14
2.Социальная защита населения…………………………………………….16
2.1 Структура социальной защиты………………………………………….17
2.2 Инструменты и программы социальной защиты населения…………..18
2.3 Принципы социальной защиты………………………………………….20
3.Система социальной защиты в рыночной экономике……………………23
3.1 Социальные гарантии…………………………………………………….23
3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство…………………………….24
3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления…………………….25
3.1.3 Гарантии экологической безопасности…………………………….....26
3.2 Государственное социальное обеспечение……………………………..28
3.3 Социальная помощь………………………………………………………29
4.Особенности современной социальной политики в России……………..30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………35
семейных
доходов, возрастанием потребностей важное
значение приобретает воспитание культуры
потребления. Это, во-первых, привитие
каждому потребителю
Ежегодно
весь цивилизованный мир отмечает День
защиты потребительских прав.
3.1.3
Гарантии экологической
Углубление
НТП, создание новых технологий при
пренебрежении к
Состав и механизм реализации социальных гарантий меняется под влиянием объективных и субъективных факторов. Старые механизмы социального воздействия на поведение экономических субъектов теряют силу в связи с охраной интересов общества, появляются новые гарантии, соответствующие новым условиям развития общества и каждой личности в отдельности.
При рассмотрении вопроса о социальной защищенности и социальных гарантиях следует иметь ввиду, что они ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, объективно обусловленной различиями в труде10.
3.2 Государственное социальное
Следующим
элементом системы
Механизм государственного обязательного социального страхования основывается, с одной стороны, на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей и работников в бюджет, а с другой стороны, на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов. Причем выплаты из Пенсионного фонда или фондов медицинского или социального страхования осуществляются не за счет накопленных индивидом в этих фондах средств, а за счет текущих поступлений в них.
Осуществляемый
в настоящее время переход
на накопительный принцип
3.3
Социальная помощь (поддержка)
Социальная помощь (поддержка) является дополняющей государственное социальное страхование формой социального обеспечения. Источником ее финансирования являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов. Чтобы сэкономить значительную часть средств, распыляемых на многочисленные льготы и передать ресурсы наиболее нуждающимся необходим переход к адресной и самоадресной системе социальной помощи. Адресность – это направленность соцзащиты на конкретную группу населения, самоадресность – это направление пособий по заявительному принципу. Условием достижения адресности является предоставление пособий на основе оценки доходов и показателей бедности (безработица, плохое состояние здоровья, старость, наличие детей) только тем, кто находится за чертой бедности11.
Система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, сворачивание льгот и компенсаций будет происходить одновременно с расширением степени ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.
4.Особенности современной социальной политики в России
Экономические реформы в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 года, осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате, примерно до 2000 – 2002 гг. наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения. Проблемой стало и физическое воспроизводство людей. Резко снизился прожиточный минимум, а минимальная зарплата в 1998- 1999 гг., побив все рекорды, стала на отметке три доллара. Наблюдалась беспрецендентная поляризация материальной обеспеченности, которая колебалась по разным данным от 13.5 до 15 раз для соотношения доходов крайних 10% населения. Образовался разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке общества, так называемых новых русских, игнорирующих негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством. Ситуация усугубилась ростом доли бедного населения, темпов безработицы. «Социальное дно» превысило границу в 10 млн. человек. В ближайшем будущем скажутся последствия крайне низкой рождаемости. Превышение смертности над рождаемостью в 2 раза, т.е. депопуляция и деградация генофонда страны переплелись с вымиранием нации. Естественно, что процессы жизненного уровня поставили под угрозу экономические реформы. Началось безотлагательное решение проблем социальной сферы. К великому благополучию страны, ситуация стала разрешаться положительно.
Экономическая ситуация в России стабилизируется, что благоприятно сказывается на обеспечении социальных проектов в стране. Появились деньги на социальную защиту, и это почувствовалось среди всех групп населения.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработана федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» (от 29.12.2005г).
С 1.01.2007г. вступил в силу закон о материнском капитале. При рождении второго ребенка, родители получают 250000 рублей, которые они смогут вложить в один из трех вариантов: приобретение жилья, в пенсионный фонд или на образование, когда ребенку исполнится три года. Капитал будет индексирован по мере инфляции в стране. (принят Гос. Думой 22.12.2006 г.).
Разработана концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы, где основное внимание уделено детям из социально – неблагополучных семей, их здоровью и благополучному развитию.
Исполнение закона о бесплатных лекарствах получило промашку, т.к. не хватило на это запланированных средств, многие люди остались без лекарств. По словам Зубкова, в следующем году решено выделить 47 млн на дорогостоящие лекарства, 1.250 млн на инвалидов – колясочников, и, впервые, 5.2 млрд на детей из неблагополучных семей.
За
октябрь месяц Государственная
Дума успешно поработала в принятии
законов для студентов и
-Принят
закон о двухуровневом
-Глава
государства подписал
Перед выборами в Государственную Думу все партии обращают внимание на социальные проблемы страны. Например, ЛДПР – за поддержку развития среднего и малого бизнеса, за избавление его от бюрократии; «Яблоко» собирается бороться за экологию; Единоросы собираются к 10-му году увеличить пенсии в два раза, а Путин всех успокоил тем, что пенсионный возраст повышен не будет и рабочих пенсионеров будут стимулировать тем, что когда они захотят заслуженно отдохнуть, их пенсии будут повышены. (Вести, пн 29.10.2007 г.).
В
городах решаются проблемы с льготным
проездом на общественном транспорте.
За последние полгода в
Пенсионерам уделяется внимание. Правительство заботится о том, что бы их уровень жизни улучшался. Хотя не очень это заметно. Пенсии растут, но…вместе с ценами на самое необходимое12.
Из всего вышесказанного можно
сделать заключение. На произвол
судьбы людей социального
Заключение
Все принятые правительством программы для улучшения качества жизни отражаются на всех слоях населения. Наблюдается положительная динамика роста благосостояния граждан. Поддержка и развитие среднего и малого бизнеса дает людям дополнительные рабочие места, возможность зарабатывать. Закон об уплате единого налога позволил предпринимателям «вытащить» из тени свои доходы и платить исправно налоги в казну. Казна пополнилась, и появились средства для поддержки социально незащищенных граждан. Выплата взносов в пенсионный фонд и в фонд страховой медицины позволяет развиваться этим структурам.
Стабильность
в экономике дает гарантию успешного
развития социальной сферы, т.е. качества
жизни нас с вами. Все это
звенья одной неразрывной цепи, благодаря
которой Российская Федерация поднимает
свой статус в мировой экономике.
Используемая литература
1. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебник /Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", Академия труда и социальных отношений, 2007.
2.МАКРОЭКОНОМИКА:
ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА.
Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.
3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ под ред. И.П.
4.МАКРОЭКОНОМИКА
под ред. М.И.Плотницкого,
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.М.Куликов, Москва, 2005.
6.ЭКОНОМИКА под ред. А.С.Булатова, Москва, 2006.
7.РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 29.10.2007.
8.Федеральный
закон «О государственной
9.Экономическая теория :Учебник для вузов 4-е издание , А.И. Попов: Питер, 2006
Информация о работе Социальная политика и её основные направления