Социальная помощь семьям и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:45, курсовая работа

Описание

Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.
Задачи работы:
Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе
Выявить перспективные технологии социальной защиты детей
Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.
Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Направления государственной защиты детей на современном этапе ……………………………………………………………………… Методы и формы социальной помощи семье и детям на примере Красноярского края………………………………………………………
Основные категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......
Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей………………………………………………..
Заключение………………………………………………………… 29
Библиографический список……………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

подготавлемая курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение……………………………………………………………….      3 

    
  1. Направления государственной защиты детей на современном этапе ………………………………………………………………………        5
 
    
  1. Методы  и формы социальной помощи семье  и детям на примере Красноярского края………………………………………………………      14
 
    
  1. Основные  категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......      20
 
    
  1. Новые технологии социального обслуживания детей  из неблагополучных семей………………………………………………..        26
 

    Заключение…………………………………………………………        29 

    Библиографический список………………………………………         30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

   Начало 21 века ознаменовалось укреплением  российской государственности, в том  числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране  стоит вопрос реализации социальных программ.

   Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

   При этом Конституция РФ провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью.

   В каждом обществе имеются категории  граждан, которые нуждаются в  социальной защите, и современное  демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

   На  сегодняшний день усилия руководства  страны направлены на исправление демографической ситуации. В этих условиях гарантированное обеспечение социального обслуживания детей путем предоставления им социальных услуг является важной государственной задачей.

   Ввиду изложенного рассмотрение системы  правового регулирования социального  обслуживания детей представляется актуальным на сегодняшний день. Данная работа как раз и посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования социального обслуживания детей.

   Актуальность  обращения к семейно-ориентированному подходу обусловлена тем, что используемые на сегодняшний день технологии работы с семьей детьми, нуждающимися в государственной поддержке, не в полной мере обеспечивают эффективность такой работы.

Значительно расширился спектр и повысилось качество социальных услуг, предоставляемых  семьям с несовершеннолетними детьми.

Однако, несмотря на позитивные результаты, в  сфере обеспечения жизнедеятельности  детей оставалось много проблем, требующих решения.

   По-прежнему высоким остается число вновь  выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей, безнадзорных и беспризорных детей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. Увеличилась численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

   Сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В этой связи усиления профилактической направленности требует деятельность специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

   Изменение действующей на тот момент системы  защиты детства требует изменения существующих механизмов управления и, что самое важное, внедрения инновационных методов социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке. Одним их таких инновационных методов может стать семейно-ориентированный подход в работе с детьми данной категории.

   На  сегодняшний день традиционная деятельность государственных организаций и  ведомств, включенных в работу с  семьей, организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном  социальном эффекте) направляется на решение  проблем, возникших в ситуации уже свершившегося факта социального сиротства ребенка. Показал свою несостоятельность и другой консервативный подход - когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.

   Очевидно, что оказание комплексной и эффективной помощи ребенку, нуждающемуся в государственной поддержке, возможно только при условии проведения планомерной систематической комплексной работы с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей. При этом недостаточно просто внедрить блок профилактических услуг. Неблагополучные семьи не мотивированы на систематическую помощь, часто за ней просто не обращаются. В этой связи требуется разработка и внедрение таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат доступность профилактических услуг семьям и детям и их высокое качество. Одним из таких механизмов может стать реализация семейно-ориентированного подхода.

   Семейно-ориентированный  подход как совокупность методов  и определенная «идеология» социальной работы появился в США и Европе относительно недавно – в 80-х годах XX века. В социальную работу этот подход пришел из психологии и психотерапии, в рамках которых разрабатывался с конца 60-х годов. Для отечественной теории и практики социальной работы семейно-ориентированный подход и вовсе является новым.

   Цель  работы: проанализировать возможности  семейно-ориентированного подхода  в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.

   Задачи  работы:

   Определить  основные направления государственной защиты детей на современном этапе

   Выявить перспективные технологии социальной защиты детей

   Охарактеризовать  теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.

   Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.

  1. Направления государственной защиты детей на современном этапе
 

   Конституция Российской Федерации (1993) закрепила  положение о том, что детство  находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать целостную систему правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

   Новый Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную главу «Права несовершеннолетних детей», установил  особые нормы защиты прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей, ввел для них новый институт семейного воспитания - приемную семью.

   Большое значение для улучшения положения  детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые расширили средства и  способы защиты несовершеннолетних; федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

   Учитывая  важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей  в рамках Содружества Независимых  Государств, Советом глав правительств государств - участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах - участниках СНГ».

   Ребенок, находящийся в трудной жизненной  ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России», включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно-целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям-инвалидам, детям-сиротам, детям-беженцам и пр.), решения острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединения действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, - сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России.

   Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства.

   В течение 1998-2001 годов на федеральном  уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий  гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации.

   Для обеспечения адресности ежемесячного пособия на ребенка впервые разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999г. № 1096 Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия. Переход на новую модель организации назначения и выплаты пособий способствовал более точному учету численности детей, имеющих право на пособие, налаживанию контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, созданию информационной базы для адресной выплаты пособий.

   Постоянно повышаются размеры пособий по беременности и родам; уволенным в связи  с ликвидацией предприятий и  организаций; единовременного пособия  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, политика поддержки семей с детьми осуществляется в соответствии с принципами преемственности и наращивания усилий по мере появления соответствующих базовых предпосылок.

   Решение задач по охране здоровья детей в  стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации, при этом приоритетные направления охраны здоровья матери и ребенка реализуются на программной основе.

В последние  годы ведется целенаправленная работа по восстановлению доступности для  детей организованного летнего  отдыха и оздоровления. Благодаря  мерам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях, наметилась тенденция увеличения количества летних оздоровительных лагерей и численности детей, охваченных всеми видами организованного отдыха.

   В последнее десятилетие шел активный процесс, направленный на улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья. Открытое обсуждение их проблем, появление у родителей возможности объединяться в целях взаимной поддержки и отстаивания своих прав и прав детей явились важными предпосылками для обеспечения посильного участия детей-инвалидов в жизни общества и развития имеющихся у них внутренних ресурсов.

Информация о работе Социальная помощь семьям и детям