Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:45, курсовая работа
Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.
Задачи работы:
Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе
Выявить перспективные технологии социальной защиты детей
Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.
Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.
Введение………………………………………………………………. 3
Направления государственной защиты детей на современном этапе ……………………………………………………………………… Методы и формы социальной помощи семье и детям на примере Красноярского края………………………………………………………
Основные категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......
Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей………………………………………………..
Заключение………………………………………………………… 29
Библиографический список……………………………………… 30
- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое ); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- психосоциальное консультирование;
- психологический патронаж;
- психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
- развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
- организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
- ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
4. Социально-педагогические услуги:
- педагогическая помощь детям в защите их интересов;
- консультативная помощь родителям и детям;
- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
- содействие культурно-досуговой деятельности детей;
- практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
5. Социально-медицинские услуги:
- содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
- организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
- содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
- патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
- обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
- патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
6. Социально-экономические услуги:
- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, кредитов, алиментов и других выплат;
- предоставление
жилья или улучшение жилищных
условий в соответствии с
- социальный патронаж семьи.
Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);
- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).
Решение
этих задач позволяет создать
в обществе действительно благоприятную
для детей среду
3.
Основные категории
детей, нуждающихся
в государственной поддержке.
1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.
В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.
Безнадзорность
приводит к тому, что эти дети
оказываются в системе
Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.
Ещё
одной, наиболее трагической группой
дезадаптированных детей
Социальная помощь брошенным детям - это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:
- оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);
- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;
- назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.
2. Беспризорные дети. Дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, занимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия «беспризорность» и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.
Основными
причинами беспризорности в обществе
являются, во-первых, разнообразные
социальные катастрофы (войны и социально-
Действуя в совокупности, эти причины могут привести к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое проявляется, в том числе, и как беспризорность.
Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:
- изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.
Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:
1. Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.
2. Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.
3. Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.
4. Педагогическая коррекция.
5. Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).
6. Передача
ребёнка в специализированное
детское учреждение, либо установление
над ним опеки и
Следует помнить, что социальная помощь, которая может быть оказана беспризорным детям, не в состоянии покончить с беспризорностью как с явлением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих общественных и государственных организаций и учреждений, существенная трансформация ряда морально-нравственных ценностей общества.
3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:
- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);
- защита имущественных и жилищных прав;
- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);
- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования;
- профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.
Кроме того, в соответствии с названной программой, каждый регион Российской Федерации может и должен, исходя из собственных возможностей, искать и разрабатывать свои собственные направление, формы и способы деятельности по социальной защите сирот.
взрослых. Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с большим трудом.