Социальная помощь семьям и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:45, курсовая работа

Описание

Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.
Задачи работы:
Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе
Выявить перспективные технологии социальной защиты детей
Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.
Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Направления государственной защиты детей на современном этапе ……………………………………………………………………… Методы и формы социальной помощи семье и детям на примере Красноярского края………………………………………………………
Основные категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......
Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей………………………………………………..
Заключение………………………………………………………… 29
Библиографический список……………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

подготавлемая курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое ); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

- психосоциальное консультирование;

- психологический патронаж;

- психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;

- развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг;  профориентация на основе тестирования;

- организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;

- ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

   4. Социально-педагогические услуги:

- педагогическая помощь детям в защите их интересов;

- консультативная помощь родителям и детям;

- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

- содействие культурно-досуговой деятельности детей;

- практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

   5. Социально-медицинские услуги:

- содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

- организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;

- содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;

- патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;

- обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

- патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

      6. Социально-экономические услуги:

- содействие  в получении льгот, пособий,  компенсаций, кредитов, алиментов и других выплат;

- предоставление  жилья или улучшение жилищных  условий в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- социальный  патронаж семьи.

   Деятельность  органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:

- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);

- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

   Решение этих задач позволяет создать  в обществе действительно благоприятную  для детей среду жизнедеятельности  и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Основные категории детей, нуждающихся в государственной поддержке. 

   1.Дезадаптированные  дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.

   В реальной жизни для таких детей  характерно состояние «ничьих», которое  зачастую выражается в атрофии или  полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны  родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.

   Безнадзорность  приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных  или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются  от одобряемых обществом. Именно здесь формируются «кадры» для уличной и организованной преступности и детской проституции, появляются возможности для экономической эксплуатации детей.

   Социальная  помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния  безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

   Ещё одной, наиболее трагической группой  дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни.

   Социальная  помощь брошенным детям - это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

- оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;

- назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

   2. Беспризорные дети. Дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

   Точных  данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, занимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия «беспризорность» и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.

   Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых, разнообразные  социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.

   Действуя в совокупности, эти причины могут привести к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое проявляется, в том числе, и как беспризорность.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

- изъятие ребёнка из негативного социального окружения;

- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;

- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;

- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

   Поставленные  цели во многом определяют возможные  формы и методы работы с беспризорными  детьми, среди которых:

1. Привлечение  или доставка ребёнка в приюты  и реабилитационные центры.

2. Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.

3. Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.

4. Педагогическая коррекция.

5. Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).

6. Передача  ребёнка в специализированное  детское учреждение, либо установление  над ним опеки и попечительства.

   Следует помнить, что социальная помощь, которая  может быть оказана беспризорным детям, не в состоянии покончить с беспризорностью как с явлением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих общественных и государственных организаций и учреждений, существенная трансформация ряда морально-нравственных ценностей общества.

   3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:

- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);

- защита имущественных и жилищных прав;

- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);

- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования;

- профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.

   Кроме того, в соответствии с названной  программой, каждый регион Российской Федерации может и должен, исходя из собственных возможностей, искать и разрабатывать свои собственные направление, формы и способы деятельности по социальной защите сирот.

  1. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны

взрослых. Получение точных данных о том, какое  количество детей подвергается сегодня  жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с большим трудом.

Информация о работе Социальная помощь семьям и детям