Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:45, курсовая работа
Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.
Задачи работы:
Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе
Выявить перспективные технологии социальной защиты детей
Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.
Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.
Введение………………………………………………………………. 3
Направления государственной защиты детей на современном этапе ……………………………………………………………………… Методы и формы социальной помощи семье и детям на примере Красноярского края………………………………………………………
Основные категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......
Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей………………………………………………..
Заключение………………………………………………………… 29
Библиографический список……………………………………… 30
Несмотря
на принимаемые меры по улучшению
условий жизни в интернатах, увеличение
поставок реабилитационного
правах
ребенка. Система интернатных учреждений
для детей-инвалидов нуждается
в коренном реформировании, включая
совершенствование
Сформирована
система льгот и преференций
семьям, воспитывающим ребенка-
Дети, лишенные родительского попечения, нуждаются в устройстве на воспитание. Идет постоянный поиск новых форм их устройства на воспитание в семейном окружении: законодательно введено понятие семейного детского дома, развивается институт приемных семей, патронат. Комплексный подход к передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающий его предварительную медицинскую и социальную реабилитацию, подготовку семей к усыновлению или принятию под опеку, осуществляется учреждениями нового типа - центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В ряде регионов России такая работа поставлена на достаточно высокий уровень.
Приняты постановления Правительства, посвященные вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних россиян гражданами иностранных государств. Определен комплекс мер по обеспечению охраны прав детей при усыновлении и по усилению контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в том числе иностранных граждан. 7 сентября 2000 г. Российская Федерация подписала Гаагскую конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения).
В
последние годы особое внимание уделялось
проблеме безнадзорности несовершеннолетних,
на необходимость решения которой
указывалось в ежегодных
С 1997г. в составе президентской программы «Дети России» реализуется федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Создана система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации во всех субъектах Российской Федерации. Разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях, текст которой направлен во все субъекты Российской Федерации.
Ведется работа по обеспечению реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации», вступившего в силу в июне 1999 г. и создавшего законодательную основу для координации деятельности всех заинтересованных министерств, ведомств, различных учреждений по профилактике безнадзорности, а также для социальной реабилитации, восстановления семейных связей, дальнейшего жизненного устройства безнадзорных детей. Четко определены права безнадзорного ребенка при попадании его в орбиту деятельности тех или иных служб и органов, включая милицию, а также механизмы соблюдения этих прав всеми субъектами системы профилактики безнадзорности. Закон также защищает права детей, совершивших определенные виды правонарушений. Предусмотрен дифференцированный подход к условиям их содержания в исправительных учреждениях в зависимости от тяжести совершенных правонарушений, возраста и состояния здоровья. Помещение ребенка в исправительное учреждение любого типа осуществляется на основании решения суда, что обеспечивает беспристрастное изучение ситуации и решение вопроса в интересах несовершеннолетнего.
К
наиболее актуальным проблемам положения
детей в Российской Федерации
относится и осуществление
Повышается
роль в решении проблем детства
неправительственных
Таким образом, планирование действий в интересах детей осуществляется на основе реализации принципа преемственности и с учетом макроэкономического контекста социально-экономического развития страны, которое создает базовые предпосылки для решения проблем детства.
Взаимодействие заинтересованных органов государственной и исполнительной власти, выработку единого подхода к решению проблем детства обеспечивают специально созданные структуры. При Правительстве работает Комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
С целью координации деятельности министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних.
В структуре Минтруда России работает Департамент по делам детей, женщин и семьи, на который возложены обязанности по организации социальной поддержки семьи, материнства и детства, координации совместных действий министерств и ведомств, участвующих в реализации государственной политики в отношении детей. Специальные подразделения, занимающиеся вопросами детства, имеются в министерствах образования, здравоохранения, внутренних дел, Государственном комитете по делам молодежи, Федеральной миграционной службе, других ведомствах. Аналогичные структуры созданы и в субъектах Российской Федерации.
Научные исследования по актуальным проблемам детства проводят институты РАН, РАМН, РАО, специализированные НИИ по проблемам семьи и детства, научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств, вузы, научные центры регионов, неправительственные организации.
Важнейшая
роль в осуществлении
За короткий срок в условиях глубоких экономических и социально-культурных трансформаций сформированы современная, адекватная рыночным отношениям законодательная база государственной политики в отношении детей, принципиально новые институты и средства ее осуществления. В том числе созданы и динамично развиваются институты поддержки детей и семей с детьми, призванные предупреждать и разрешать проблемы социального неблагополучия; получили развитие различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду; формируется система профилактики безнадзорности несовершеннолетних; создаются условия для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Реализация программных мероприятий способствовала проявлению ряда положительных тенденций, в том числе снижения материнской и младенческой смертности.
Возросла роль органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в обеспечении прав ребенка, что позволяет реализовывать в повседневной практике оказания помощи детям, семьям с детьми принципы адресности и многообразия форм профилактики социального неблагополучия.
Значительный
резерв деятельности в интересах
детей заключается в
Одним из приоритетных направлений реализации президентской программы «Дети России» было определено нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих детям различные виды услуг. К данному направлению отнесено совершенствование как законодательной базы Российской Федерации по вопросам улучшения положения детей, так и ведомственных нормативных правовых актов, касающихся регулирования и обеспечения деятельности учреждений.
Учреждения, оказывающие услуги семье и детям, обеспечивались научно-методическими разработками, методическими рекомендациями, материалами информационного характера.
Государственная система обслуживания детского населения не может эффективно развиваться без высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, практических психологов, педагогов, медиков и др. В связи с этим в рамках всех федеральных целевых программ обеспечивалась организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, работающих по вопросам улучшения положения детей.
В
целом, опыт использования программно-
Комплексный анализ обеспечения жизнедеятельности и развития подрастающих поколений россиян, эффективности государственной социальной политики в интересах детей на данном этапе, имеющихся проблем, учет требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, а также Всемирной декларации и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, определяют необходимость принятия целого ряда мер.
Основные
цели государства по улучшению экономических
условий жизнедеятельности
В этих целях необходимо:
- создать экономические условия, позволяющие семьям достичь более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов;
- обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного полноценного выполнения своих функций и нуждающихся в государственной поддержке;
- сформировать в социально-культурной сфере институты, создающие условия для более полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств в целях обеспечения широкого выбора социальных благ и услуг высокого качества, предоставляемых семье.
Достижение обозначенных задач, в свою очередь, предполагает концентрацию усилий на реализации государственных мер по следующим направлениям:
- обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров минимальной заработной платы, заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, пособий, других социальных выплат;
- содействие занятости и проведение активной политики на рынке труда;
- пересмотр принципов предоставления (осуществление страховых подходов) и расширение основных социальных гарантий;
- усиление адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми на базе перестройки системы социальных льгот и выплат;
- инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, как непременное условие обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальной информационной, динамично развивающейся мировой экономике.