Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа
Социальная работа - функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Такая ответственность имеет глубокие исторические корни. Еще в до государственном древнем общественном самоуправлении первобытное сообщество обязалось содержать нетрудоспособных, детей, помогать друг другу. В Древней Греции афинский архонт Солон (VI в. до н. э.) освободил бедноту от государственных налогов. Римские правители античного времени бесплатно предоставляли плебсу хлеб и зрелища.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Определение и принципы правового государства 5
1.2 Система и сущность социальной политики правового государства 7
1.3 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан 11
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ. 16
2.1 Социальное страхование и социальная защита 16
2.2 Здравоохранение, образование и культура 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ |
5 |
1.1 Определение
и принципы правового |
5 |
1.2 Система и сущность социальной политики правового государства |
7 |
1.3 Конституция
РК – гарант социальной |
11 |
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ. |
16 |
2.1 Социальное
страхование и социальная |
16 |
2.2 Здравоохранение, образование и культура |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
36 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
Социальная
работа - функциональное выражение социально-политической
и социально-правовой ответственности
государства и общества перед населением.
Такая ответственность имеет глубокие
исторические корни. Еще в до государственном
древнем общественном самоуправлении
первобытное сообщество обязалось содержать
нетрудоспособных, детей, помогать друг
другу. В Древней Греции афинский архонт
Солон (VI в. до н. э.) освободил бедноту от
государственных налогов. Римские правители
античного времени бесплатно предоставляли
плебсу хлеб и зрелища. Российские государи,
легитимизируя свое правление, возводили
милосердие и заботу о народе в ранг важнейших
идейных оснований своего правления.
И все же общества прошли долгий путь противоречивого
феодального, либерального капиталистического
развития с ужасами социальных провалов,
прежде чем законодательно были закреплены
основы социальной политики и социальной
работы.
Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.
Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики правового государства. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные понятия социальной правововго государства.
2. Определить основные
направления и принципы
3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления
развития и совершенствования
социальных отношений в
Предметом исследования является система социальной политики государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, лежащих в основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.
При написании данной работы использовались следующие методы:
1) дескриптивный
2) интегральный
3) сопоставительный.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
1.1 Определение
и принципы правового
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в казахстанской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в казахстанском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства [1, 35].
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
- Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.
- Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
- Охрана устоявшихся, общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.
Правовое государство
требует наличия следующих инст
1) Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.
2) Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
3) Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов [2, 67].
Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.
Идеал правового государства
не привязан к какому-либо национальному
опыту, и среди важнейших принципов
правоведы обычно выделяют верховенство
закона, равноправие, выполнимость требований
права, защиту гражданских свобод. В
то же время, реализация этого идеала
в каждой стране имела множество
индивидуальных особенностей, в силу
различных обычаев и их истории.
Институты правового
- суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления;
- судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов;
- существуют гарантии справедливого рассмотрения дела [3,12].
1.2 Система и сущность социальной политики правового государства
Социальную политику (англ. social policy) необходимо рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Во-вторых, как составную часть общей стратегии государства, относящуюся к социальной сфере: целенаправленную деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. [4, 235] Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Задачи социальной политики
охватывают стимулирование экономического
роста и подчинение производства
интересам потребления, усиление трудовой
мотивации и деловой
В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. [5, 358]
Итак, говоря о социальной политике государства, подразумевается прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
Инструментами социальной политики
государства выступают
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие. Последние называются социально незащищенными слоями. Социальная защита – важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. [6, 360]
Гарантия конституционных
прав граждан в области социальной
защиты – приоритетное направление
социальной политики государства. Система
социальной защиты, в свою очередь,
складывается из двух основных форм –
социального страхования и
Социальное страхование
распространяется на экономически активное,
занятое население и
В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза – средств, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70 процентов общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения.
Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасти: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. [7, 45]
Социальная помощь – одна
из основных форм социальной защиты, ориентированная
по преимуществу на материальное обеспечение
престарелых и нетрудоспособных
граждан, а также семей, в которых
есть дети. Такая помощь, как правило,
имеет компенсационный характер
и финансируется за счет бюджетов
разного уровня и благотворительности.
Каждому гарантируется
Информация о работе Социальная работа как показатель правового государства