Социальная работа как показатель правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Социальная работа - функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Такая ответственность имеет глубокие исторические корни. Еще в до государственном древнем общественном самоуправлении первобытное сообщество обязалось содержать нетрудоспособных, детей, помогать друг другу. В Древней Греции афинский архонт Солон (VI в. до н. э.) освободил бедноту от государственных налогов. Римские правители античного времени бесплатно предоставляли плебсу хлеб и зрелища.

Содержание

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Определение и принципы правового государства 5
1.2 Система и сущность социальной политики правового государства 7
1.3 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан 11
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ. 16
2.1 Социальное страхование и социальная защита 16
2.2 Здравоохранение, образование и культура 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Соц.работа как показатель правового гос-ва.docx

— 71.15 Кб (Скачать документ)

Другими принципами были определены:

- государственное регулирование  пенсионной системы;

- обеспечение гражданам  права выбора осуществления пенсионных  накоплений в накопительных государственных или негосударственных пенсионных фондах;

- прямые государственные  гарантии по обеспечению установленной  минимальной пенсии для граждан,  продолжительность участия которых  в формировании пенсионных фондов  составляет не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;

- разграничение пенсий  и других форм социального  обеспечения;

- обязательность участие  каждого гражданина трудоспособного  возраста в формировании пенсионных  накоплений, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних  дел и Государственного следственного  комитета, на которых в то время  распространялось действие Закона  РК «О пенсионном обеспечении  военнослужащих, лиц начальствующего  и рядового состава органов  внутренних дел и их семей»  имеющих выслугу лет на момент  реформы более 10 лет;

- личная ответственность  трудоспособных граждан за свое  пенсионное обеспечение в старости;

- эффективность инвестирования  в сочетании с безопасностью  пенсионных сбережений;

- право каждого гражданина  на дополнительное добровольное  пенсионное обеспечение [31, 12].

Эта пенсия основана на принципах  персонификации, что исключает какие-либо привилегии отдельным категориям граждан. Снижение реальной заработной платы  граждан на сумму их обязательных пенсионных взносов будет исключено  в результате повышения начисленной  заработной платы за счет уменьшения отчислений работодателей в фонды  социального страхования и соответствующих  изменений в учете.

Началу реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с  пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих  предпосылки для возникновения  новой системы пенсионного обеспечения  в части:

- пересмотра политики  предоставления пенсионных льгот,  имея в виду их частичное  сохранение только для военнослужащих, сотрудников органов внутренних  дел и Государственного следственного  комитета;

- упрощения порядка исчисления  трудового стажа и расчета  пенсионных выплат из Государственного  центра по выплатам пенсий;

- обязательств по выплатам  социальных пенсий, пенсий по  инвалидности и пенсий в случае  потери кормильца, которые переносились  на государственный бюджет, а  в дальнейшем и на систему  обязательного страхования работников  работодателями;

- введение персонифицированного  учета пенсионных взносов и  накоплений граждан на основе  автоматизированных систем накопительных  пенсионных фондов;

- изменение предельного  возраста выхода на пенсию  мужчин и женщин с учетом  их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;

- обеспечения регулирования  и контроля со стороны государства  за деятельностью накопительных  пенсионных фондов и компаний  по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционирования страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений. [16, 18]

Эти основные положения легли  в основу принятого 20 июня 1997 года Парламентом  страны Закона РК «О пенсионном обеспечении  в РК». С выходом этого Закона была создана нормативная база по созданию стройной системы пенсионного  обеспечения, направленной на конкретного  человека, а также для осуществления  со стороны государства разрешительных и контрольных функций в области  накопительных пенсионных фондов. Новый Закон отвечает на важнейшие вопросы: как, за чей счет, в чьих интересах, в какие сроки, под чьим контролем и кто ответственен за реализацию. Законом определялось, что граждане РК имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством РК, а иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. [17, 6]

Данным Законом предусмотрен совершенно новый механизм формирования, назначения и выплат пенсий по возрасту. В соответствии со статьей 9 нового закона назначение пенсионных выплат из Центра предусматривалось: с 1 января 1998 года – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет; с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 года; с июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет; с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет; с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет. Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимально радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших в последствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее 20 лет. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного частью первой настоящей  статьи, следующим категориям граждан: мужчинам – при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года; женщинам – при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года. Пенсионные же выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством, как доля от полной пенсии пропорционально трудовому стажу на 1 января 1998 года. Статьей 10 данного Закона было установлено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются пожизненно.

Существенные изменения  произошли в определении социальных выплат отдельным категориям граждан. Для них в соответствии с Законом  РК от 5 апреля 1999 года № 365-1 «О специальном  государственном пособии в РК»  с 1 апреля 1999г. Льготы, ранее предоставляемые  отдельным категориям граждан, заменяются выплатой специальных государственных  пособий за счет средств государственного бюджета. Эти пособия выплачиваются  с учетом изменения размера месячного  расчетного показателя, утверждаемого  Законом о республиканском бюджете на соответствующий год. К этой категории граждан относятся: участники и инвалиды ВОВ; лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам ВОВ; инвалиды 1,2 и 3-ей групп; многодетные матери, жертвы политических репрессий; лица, которым назначены пенсии за особые заслуги перед страной и т.д. [18, 112]

Ежегодно индексируются  и повышаются размеры пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости  от прежнего трудового стажа, которое  коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов  силовых структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются  своевременно – месяц в месяц.

В своем Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года Президент  РК Н. Назарбаев уделил особое внимание вопросу роста качества жизни  казахстанцев. «В прошлые годы мы смогли решить много важнейших социальных задач. … Я поручаю сегодня Правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа. Для этого:

- придавая исключительное  значение социальной защите материнства  и детства, с 1 января 2008 года  повысить размер единовременного  государственного пособия в связи  с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в 2 раза; увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижении им одного года;

- ввести обязательное  социальное страхование беременности, родов, материнства для работающих  женщин. При этом их пенсионные  накопления должны продолжаться  в период нахождения в декретном  отпуске и отпуске по уходу  за ребенком до одного года [19, 9].

Сегодня у государства  появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение  социального обеспечения казахстанцев.

2) обеспечение занятости  населения

В начале 90-х годов наряду с блоком экономических законов  был принят ряд других, сыгравших  свою роль на начальном этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗОТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

Обострение данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной политики занятости населения. Основной ее целью  определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда. Эти положения легли в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере занятости предусматривают: свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. [20, 241]

3) прожиточный минимум  и борьба с бедностью

Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон  РК «О прожиточном минимуме», принятый Парламентом в ноябре 1999 года. Законом вводится необходимый минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем Правительством: на душу населения и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении и состоит из продовольственной корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги. Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

Черта бедности служит критерием  для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные  размеры месячной заработной платы  и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным  актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения  их до величины прожиточного минимума.

В системе социальной защиты населения основным документом, регламентирующим вопросы социальной помощи малообеспеченным семьям, до выхода этого Закона, являлись постановления Правительства РК от 21 марта 1997 года № 382 и от 12 апреля 1996 года № 437 с внесенными в них  пособиями – единое пособие на детей, которое получали все семьи, среднедушевой доход в которых  не превышал двух размеров расчетного показателя в месяц. Источником выплат социальных пособий был государственный бюджет и внебюджетные государственные социальные фонды.

Другой формой социальной защиты малообеспеченного населения  являлись жилищные пособия, которые  стали выплачиваться с 1996 года в  связи с тем, что государство  прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных  домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись  в том случае, если фактические  расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг  превышали 30 процентов от дохода семьи. Кроме того, существовало пособие  по безработице, которое выплачивалось  за счет средств Государственного фонда  содействия занятости в размере  не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

Государство было не в состоянии  в полном объеме выполнить обязательства  по рассматриваемым социальным выплатам гражданам и к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы  задолженности. В этих условиях стала  очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных  средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей. [22, 189]

В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила  оказания адресной социальной помощи. Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же – в 2002 г. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

Информация о работе Социальная работа как показатель правового государства