Социальная работа как показатель правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Социальная работа - функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Такая ответственность имеет глубокие исторические корни. Еще в до государственном древнем общественном самоуправлении первобытное сообщество обязалось содержать нетрудоспособных, детей, помогать друг другу. В Древней Греции афинский архонт Солон (VI в. до н. э.) освободил бедноту от государственных налогов. Римские правители античного времени бесплатно предоставляли плебсу хлеб и зрелища.

Содержание

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Определение и принципы правового государства 5
1.2 Система и сущность социальной политики правового государства 7
1.3 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан 11
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ. 16
2.1 Социальное страхование и социальная защита 16
2.2 Здравоохранение, образование и культура 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Соц.работа как показатель правового гос-ва.docx

— 71.15 Кб (Скачать документ)

В целях смягчения безработицы, в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку [10, II, 13.]. 

 

2.2 Здравоохранение, образование и культура

С введением Указов Президента, имеющих силу Закона «О медицинском  страховании граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления  Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и  порядке оказания платных медицинских  услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.

В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском страховании граждан» ОМС является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную  и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании  имеющихся ресурсов. [9, ст.60] Страховые  платежи – взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения  – за счет средств бюджета в  соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя – в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. [23, 60] Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.

Основой для дальнейшего  законодательного обеспечения деятельности системы здравоохранения стал Закон  РК «Об охране здоровья народа РК»  от 19 мая 1997 года. В соответствии со статьей 4 Закона принципами государственной  политики в области охраны здоровья граждан определялись следующие  приоритеты:

- обеспечение государственных  гарантий и соблюдения прав  граждан в области охраны здоровья;

- доступности, преемственности  бесплатности в рамках гарантированной

ответственности за их реализацию;

- социальной защищенности  граждан в случае утраты здоровья;

- социальной справедливости  и равенства в получении медицинской  помощи в рамках гарантированного  объема медицинской помощи;

- развития здравоохранения  в соответствии с потребностями  населения и создания равных  условий для организаций, независимо  от форм собственности;

- ответственности центральных  исполнительных органов, а также  местных представительных и исполнительных  органов, работодателей, должностных  лиц за создание условий, обеспечивающих  укрепление и охрану здоровья  граждан;

- ответственности медицинских  и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право  на занятие медицинской и фармацевтической  деятельностью, за вред, причиненный  здоровью граждан;

- ответственности граждан  в сохранении и укреплении  здоровья своего и окружающих  лиц. [24, 37]

На работодателей возлагается  ответственность за экологическое  благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных  факторов производства; ущерб, причиненный  здоровью граждан и др.

Законом определена организация  охраны здоровья граждан, государственная  система здравоохранения, полномочия юридических и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, порядок и выдача лицензий, а также  меры по обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения. По существу настоящий Закон определил  правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан а РК, регламентировал участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и стал основой для разработки дальнейших нормативно-правовых актов в области здравоохранения. В последующие годы в соответствии с этим Законом была подготовлена государственная программа «Здоровье народа», которая включает в себя подпрограммы по туберкулезу, профилактике СПИДа, иммунопрофилактике, охране материнства и детства, первичной медико-санитарной помощи, здоровому образу жизни. Также подготовлена Государственная программа развития медицинской и фармацевтической промышленности.

В Послании народу Казахстана Президент выделил основные задачи в области здравоохранения, которые  следует реализовать:

- добиться результативности  и повышения качества медицинских  услуг путем пересмотра механизмов  управления, финансирования, координации  и контроля в сфере здравоохранения.  Следует также внедрить систему  отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему  внутреннего контроля и внешнего  аудита.

- подготовить программы  для повышения средней продолжительности  жизни, снижения показателей детской  и материнской смертности, уровня  заболеваемости туберкулезом и  темпов роста заболеваемости  ВИЧ/СПИДом;

- начальная медицинская  подготовка должна стать обязательной  частью всех школьных и университетских  учебных планов. В этой связи  также нужно повысить уровень  знаний и информированности населения  по вопросам здорового образа  жизни;

- в ближайшие три года  надо построить с использованием  механизма государственно-частного  партнерства 100 больниц в регионах  Казахстана;

- должны быть созданы  стимулы для развития конкурентного  рынка медицинских услуг и  услуг медицинского страхования,  доступных населению. [25, 49]

Одним из первых нормативно – правовых актов стал Закон «Об  образовании», заложивший правовую основу происходящих условий в системе  образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых  является создание необходимых условий  для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной  политики в области образования  согласно статьи 3 были определены:

- равенство прав всех  граждан РК на получение образования;

- бесплатность образовательных  услуг в пределах государственных  стандартов образования;

- разнообразие учреждений  образования по видам собственности,  направлениям деятельности, формам  воспитания и обучения;

- непрерывность процесса  образования, обеспечивающего преемственность  его ступеней;

- научный характер, правовая  и экологическая направленность;

- опережающее развитие  образования;

- светский характер образования  в государственных учреждениях;

- независимость образования  от политического и идеологического  воздействия, препятствующего получению  объективных знаний.

Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет  заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального  – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.  Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», в соответствии с Конституцией и Закон «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно – педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.

Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных  учебных учреждениях. Получение  среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет  право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования  в государственном высшем учебном  учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

В то же время сложные  условия переходного периода, социально  – экономические перемены породили ряд негативных факторов и в области  образования. Принятые Конституция  РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности  в Казахской ССР» и другие законодательные  акты вступили в противоречие с действующим  законодательством республики в  области образования. К концу 90-х  годов, изменившиеся реалии в жизни  казахстанского общества выявили несоответствие нормативно – правовой базы образования  ее дальнейшему развитию.

Новые образовательные и  информационные технологии, стандарты  обучения и воспитания молодежи потребовали  целесообразность принятия единого  Закона «Об образовании», которые  был принят 7 июня 1999 г. Парламентом  РК. Он рассматривал несколько вопросов:

- в рамках уровня дошкольного  воспитания и обучения предусматривается  обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

- законодательно закреплено  то, что окончившие 9-й класс будут  иметь право поступать в колледж,  что значительно сократит количество  безработных среди подростков  и расширит их возможности  в получении образования;

- сокращение нормативного  срока обучения в вузе для  лиц, имеющих среднее профессиональное  образование по однородной специальности,  аналогичные льготы предусматриваются  и для обучающихся в магистратуре;

- по новому законопроекту  в систему образования страны  включаются также негосударственный  сектор образования, международные  и иностранные учреждения образования  и их филиалы;

- принципиально решаются  вопросы информатизации, интеграции  образования, науки и производства, а также внедрения в учебный  процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

- в связи с ростом  количества духовных организаций  образования потребовалось определить  принцип формирования их контингента.  Прием в них теперь будет  осуществляться только из числа  граждан, получивших среднее образование;

- законодательно закреплено  право специалистов на бесплатное - один раз в пять лет, повышение  квалификации в учреждениях дополнительного  образования;

- более четче излагаются вопросы лицензирования образовательной деятельности: подлежат лицензированию филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории РК; впервые лицензированию подлежит деятельность дошкольных и внешкольных учреждений образования.

В соответствии с новым  Законом обучение и организация  учебно – воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

- воспитание казахстанского  патриотизма, осуществляемое через  познание национальных, этнокультурных  традиций и обычаев, через обучение  родному языку, привитие уважения  к историческому прошлому своего  народа;

- правовое образование,  формирующее высокую правовую  культуру и правовое сознание;

Информация о работе Социальная работа как показатель правового государства