Социальная работа с молодой семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей………………5
1.1. Молодая семья как объект социальной работы………………..……5
1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей……….11
Выводы по ГЛАВЕ I……………………………………………………....18
ГЛАВА II. Практика социальной работы с молодой семьей……….….20
2.1. Формы и методы социальной работы с молодой семьей………….20
2.2. Государственная социальная политика по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации.……………....27
Выводы по ГЛАВЕ II…………………………………………..................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..….36

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальная  работа с молодой  семьей 

Курсовая  работа  
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: магистрант 1 курса, магистерской программы «Социально-

                проектный менеджмент» 

                Горячкина Анжелина Геннадьевна

                Научный руководитель:

                канд. пед. наук, доцент

                Целевич Татьяна Ивановна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

ОМСК-2011 
СОДЕРЖАНИЕ
 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 

     ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей………………5

     1.1. Молодая семья как объект социальной работы………………..……5

     1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей……….11

     Выводы  по ГЛАВЕ I……………………………………………………....18 

     ГЛАВА II. Практика социальной работы с молодой семьей……….….20

     2.1. Формы и методы социальной работы с молодой семьей………….20

     2.2. Государственная социальная политика по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации.……………....27

     Выводы  по ГЛАВЕ II…………………………………………..................32 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…34 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..….36

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном  родстве малую группу, члены которой  объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу[8,с.24]

     В настоящее время «Семья», как  малая социально-психологическая  группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и  модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.

     Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

     Практика  показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и  функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.

     Общепризнанной  системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.

     В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения  нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В  группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

     Объект  исследования – социальная работа с молодой семьей.

     Предметом настоящего исследования является социальная работа с семьей.

     Цель  курсовой работы – выявить особенности  социальной работы с молодой семьей.

     Исходя  из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть молодую семью как  объект социальной работы.

     2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.

     3. Изучить опыт работы социальных  учреждений по работе с молодой  семьей.

 

 

ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей

1.1. Молодая семья как объект социальной работы 

     В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. Проблемы молодой семьи необходимо рассматривать с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества.

     В разделе Закона «Основные направления  государственной молодежной политики в РФ», опубликованном в «Российской  газете»[12] дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста».

     По  своей структуре современная  молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К  последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи, в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.[3,с.4]

     Оценка  состояния современной российской молодой семьи со стороны научно-исследовательских  и организационно-управленческих кругов, самочувствие молодой семьи и  ее членов выдвигают в настоящее  время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает также львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания.[20,с141]

     Ранний  возраст вступления в брак, как правило, связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате – с зависимостью от родителей. Появление ребенка в семье совпадает по времени с периодом учебы, профессионального самоопределения молодых мужей и жен. Это значит, что и в вопросах ухода за маленьким ребенком супруги рассчитывают на помощь старшего поколения.[3,с.187]

     Такие социальные инструменты, как прожиточный  или физиологический минимум, выполняют  свои важные функции, позволяя исследователям определять состояние бедности или малообеспеченности, а органам управления распределять ресурсы для поддержки соответствующих групп. Но все эти минимумы по определению относятся лишь к кратковременным отрезкам жизни молодой семьи, а также защищают даже не столько поддержание существования, сколько не слишком быструю потерю жизненных ресурсов. Понятие минимального потребительского бюджета должно было бы соответствовать границе между бедностью и обеспеченностью, но в наших условиях величина минимального потребительского бюджета просто недостижима для очень больших слоев населения.

     Социальный  минимум сочетает в себе как достоинства  прагматического компромисса между  ожиданиями и представлениями жителей  цивилизованного государства, с  одной стороны, и скудными возможностями  бюджета, с другой стороны, также социальную ориентированность целеполагания государственной помощи: она должна поддерживать не только биологическое существование субъекта, но и его социальную жизнедеятельность. Такая направленность должна быть особенно выраженной в оказании помощи детям: недостаточное питание в период физиологического созревание на всю жизнь может превратить индивида в неполноценного, ущербного по здоровью и интеллекту потребителя пособий, недостаточное образовательное, коммуникативное, вообще социальное насыщение его потребностей дезадаптирует молодого человека, предопределяет еще на старте его жизненного пути отставание, социальную ущербность, в конце концов, социальное иждивенчество.

     Между тем, несмотря на свою принудительную актуальность, экономические проблемы для молодой семьи не являются единственными. В комплекс социального минимума должны входить не только экономические данные, душевой доход, уровень и качество питания, но и такие социальные показатели, как обеспеченность жильем, возможность доступа к системам здравоохранения и образования, информации и культуры.

     Молодая семья как коллективный клиент социальной работы имеет сложную объектно-субъектную природу, потребляя помощь государственных, общественных и прочих социальных служб, занимаясь в то же время самодеятельностью по обеспечению собственного выживания, сохранения своих функциональных задач и структурных связей. В некоторых, пока не доминирующих случаях, собственный потенциал семьи достаточен для того, чтобы, используя внутренние ресурсы, улучшить свое экономическое положение, перейти из разряда получателей пособия в разряд финансово независимых самообеспечивающихся субъектов. Это перспективная линия развития, что объясняется не только бюджетными затруднениями государства и необходимостью отказаться от поддержки менее нуждающихся для концентрации средств в пользу адресной поддержки более нуждающихся. Положение независимой личности, стоящей на ногах и рассчитывающей на собственные силы, социально-психологически более привлекательно, чем положение иждивенца, даже обеспеченного солидным пособием. Возрастает значение социального стимулирования внутренних резервов семьи - экономических, демографических, воспитательных и пр.

     Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Рассмотрим подробно период становления молодой семьи, так как он выявляет и определяет основные трудности и проблемы в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определенной поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.

     Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся  понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.[6,с.86]

     Многочисленные  исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что  стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.[14,с.94]

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей