Социальная работа с молодой семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей………………5
1.1. Молодая семья как объект социальной работы………………..……5
1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей……….11
Выводы по ГЛАВЕ I……………………………………………………....18
ГЛАВА II. Практика социальной работы с молодой семьей……….….20
2.1. Формы и методы социальной работы с молодой семьей………….20
2.2. Государственная социальная политика по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации.……………....27
Выводы по ГЛАВЕ II…………………………………………..................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..….36

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Социальная  реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

     Информирование  и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

     Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

     Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

     - денежные выплаты семьям на  детей и в связи с рождением,  содержанием и воспитанием детей;

     - трудовые, налоговые, жилищные и  др. льготы;

     - бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

     - социальное обслуживание молодых  семей (оказание конкретной психологической,  юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

     Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

     - профилактическая работа с группами  социального риска среди молодежи  и подростков, обобщение и внедрение  эффективного опыта по предотвращению  асоциального поведения подростков и молодежи;

     - расширение деятельности профильных  лагерей, клубов, организация досуга  молодежи;

     - принятие эффективных мер для  снижения уровня подростковой  и молодежной преступности;

     - создание условий для психолого-медико-педагогической  реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

     - развитие учреждений социального  обслуживания молодежи;

     - просвещение подростков по вопросам  репродуктивного здоровья, безопасного  материнства, профилактики заболеваний,  передающихся половым путем.

     В Омской области в Год семьи (2008) в Москаленском районе разработана программа для молодых семей медико-социальной направленности, способная помочь молодой семье, сделать ее жизнь духовно богатой и благополучной. Дать молодой паре экономические, медицинские, правовые знания, и также знания психологии взрослых и детей. Автор программы – Стрельникова Н.Н., заведующая отделением реабилитации для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Отделение, которым она руководит в Москаленском центре социальной помощи семье и детям, относительно молодое - ему всего третий год. Но программа Натальи Стрельниковой рассчитана не только на детей-инвалидов, но и на здоровых малышей:

     «Мы начали с того, что делали новорожденным  массаж и занимались с ними лечебной физкультурой. Через три-четыре месяца родители стали задавать нам вопросы, в каком возрасте ребенок должен собирать и разбирать пирамидку, выбирать ту или иную игрушку, говорить первые слова. И тогда мы решили разработать специальную программу. Назвали ее «Кроха».

     Многие  педагоги считают, что воспитание ребенка  начинается еще в утробе матери, поэтому специалисты центра решили начать работу с беременными женщинами.

       Задачи этой программы - помочь  будущим мамам обрести уверенность в своих силах, снизить уровень тревожности перед родами, обучить молодых родителей основам педагогики, оказать им психологическую помощь.

     Нужно отметить, что центр оснащен самым  современным оборудованием. Огромный зал центра разделен на несколько  кабинетов, и в каждом идет своя ежедневная и ежечасная работа.

     Центр занимаемся с беременными женщинами, но только с теми, кого нам направляет женская консультация. Раз в неделю с будущими мамами (а вместе с  ними часто приходят и будущие  папы) беседует психолог, на лечебную физкультуру женщины приходят гораздо чаще,  психолог учит будущих мам приемам саморегуляции, будущие папы узнают о физиологических изменениях, которые происходят в организме женщины во время беременности, и о том, что в этот момент надо более трепетно и спокойно относиться к ее причудам.

     Программа рассчитана на детей до года. Но уже  идет работа над программой до трех лет.

     Программа «Кроха» как бы разбита на четыре части и подразумевает занятия  с детьми от рождения до трех месяцев, от трех до пяти, от пяти до восьми и от восьми до двенадцати месяцев. Программа включает в себя 53 занятия. Первые рассчитаны на малышей 18-20 дней от роду.

     На  первых занятиях ребенок учится улавливать световые эффекты, поворачивает голову к горящей лампе, то через три-четыре месяца он уже хватает игрушки, узнает маму по голосу. На 44-м занятии ребенок развивает мелкую моторику, пытается вставлять маленькие игрушки в отверстие. И так далее. Если малышу необходим массаж, специалист-медик проводит с ним десять сеансов, причем абсолютно бесплатно. Повторный курс массажа в центре проводят через каждые три месяца. То же самое можно сказать про лечебную физкультуру. И так - до момента, пока ребенку не исполнится год. Но это не означает, что двери центра закрыты для тех детей, кому больше двенадцати месяцев. Мама приводит малыша, приходит сама - за советом и помощью в воспитании.

     Помещение центра социальной помощи семье и  детям становится тесным для такой  многогранной программы. Ведь здесь  не одно отделение, а целых восемь. Есть швейная мастерская, парикмахерская. Здесь педагоги занимаются с детьми-инвалидами, приходят женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

     Каковы  же результаты программы «Кроха»? Специалисты  центра говорят, что программа молодая, в ней еще достаточно шероховатостей, требующих доработки, но польза явная. За восемь месяцев через центр прошли 27 женщин и 15 детей. Мамы научились многому: как ухаживать за новорожденными, что необходимо малышу в первые месяцы жизни, как кормить ребенка, если нет грудного молока, как, играя с малышом, открывать для него мир. И будущие папы почувствовали ответственность за семью. Семью, где появилась маленькая кроха, которой нужна помощь самых близких и дорогих людей - мамы и папы. 

2.2. Государственная  социальная политика  по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации 

     Практически все федеральные органы власти в  той или иной степени занимаются решением проблем молодежи и молодых семей. Главным механизмом участия в решении данного рода проблем является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включение в свои социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодежью.

     Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.

     Реализация  социальной политики в отношении  молодых семей происходит в контексте  реализации общегосударственной молодёжной политики. Сложившаяся практика исходит  из того, что молодежная политика –  предмет ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне функции реализации государственной молодежной политики возложены на Департамент по молодежной политике министерства образования РФ. В Администрациях практически всех субъектов Российской Федерации существуют региональные органы управления молодежной политикой. Во многих муниципальных образованиях есть отделы и структуры, выполняющие функции работы с молодежью.

     Нормативную базу проводимой в стране молодежной политики составляют многочисленное количество нормативных актов различного уровня. Работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодежной политики продолжается. Один из важных документов, разработанный совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - законопроект "О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере".

     В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы Минобразования России провело конкурс по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счет средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка. Создан межведомственный Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

     Вопрос  трудоустройства молодежи один из самых  сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. В практику органов по делам молодежи субъектов РФ по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в программах содействия занятости населения или других специализированных программах.

     В Российской Федерации накоплен уникальный опыт решения жилищных проблем молодежи. Начиная с 1970-х годов эффективно развивалось движение молодежных жилищных комплексов. В результате включения самих молодых граждан в строительство В современных социально-экономических условиях требуются новые подходы с учетом сложившегося эффективного опыта участия самой молодежи в решении жилищных проблем.

     В последние годы активное развитие получила реализация соответствующих программ. В настоящее время в 15 субъектах Российской Федерации - в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской, Ростовской, Свердловской областях, Республиках Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Северная Осетия - Алания, Саха - Якутия, Татарстан, в Москве и Санкт-Петербурге - обеспечены финансовыми ресурсами и уже действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья. В стадии разработки и согласования находятся программы жилищного обеспечения молодежи еще в 30 субъектах Российской Федерации. К основным источникам финансирования относятся:

     1. Средства молодых семей - участников подпрограммы для частичной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья.

     2. Средства бюджета субъекта Российской Федерации для:

  • предоставления безвозмездных субсидий в качестве частичной оплаты стоимости строительства или приобретения жилья и (или) погашения части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка;
  • предоставления бюджетных кредитов заказчикам – инвесторам, осуществляющим строительство жилья в соответствии с целями подпрограммы;
  • создания социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
  1. Средства федерального бюджета Российской Федерации передаются бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений  при  выполнении региональных программ обеспечения жильем молодых семей и используются путем предоставления субсидий участникам подпрограммы для частичной оплаты стоимости строительства (приобретение жилья и на погашение части кредита (займа) при рождении ребенка.
  1. Средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов, для предоставления займов молодой семье.
  2. Средства кредитных организаций, кредитующих участников подпрограммы, в том числе под залог приобретаемого жилья или выделенных под жилищное строительство земельных участков (ипотека).

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей