Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей………………5
1.1. Молодая семья как объект социальной работы………………..……5
1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей……….11
Выводы по ГЛАВЕ I……………………………………………………....18
ГЛАВА II. Практика социальной работы с молодой семьей……….….20
2.1. Формы и методы социальной работы с молодой семьей………….20
2.2. Государственная социальная политика по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации.……………....27
Выводы по ГЛАВЕ II…………………………………………..................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..….36
Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
-
денежные выплаты семьям на
детей и в связи с рождением,
содержанием и воспитанием
- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
-
социальное обслуживание
Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:
-
профилактическая работа с
-
расширение деятельности
- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
-
создание условий для
-
развитие учреждений
-
просвещение подростков по
В Омской области в Год семьи (2008) в Москаленском районе разработана программа для молодых семей медико-социальной направленности, способная помочь молодой семье, сделать ее жизнь духовно богатой и благополучной. Дать молодой паре экономические, медицинские, правовые знания, и также знания психологии взрослых и детей. Автор программы – Стрельникова Н.Н., заведующая отделением реабилитации для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Отделение, которым она руководит в Москаленском центре социальной помощи семье и детям, относительно молодое - ему всего третий год. Но программа Натальи Стрельниковой рассчитана не только на детей-инвалидов, но и на здоровых малышей:
«Мы начали с того, что делали новорожденным массаж и занимались с ними лечебной физкультурой. Через три-четыре месяца родители стали задавать нам вопросы, в каком возрасте ребенок должен собирать и разбирать пирамидку, выбирать ту или иную игрушку, говорить первые слова. И тогда мы решили разработать специальную программу. Назвали ее «Кроха».
Многие педагоги считают, что воспитание ребенка начинается еще в утробе матери, поэтому специалисты центра решили начать работу с беременными женщинами.
Задачи этой программы - помочь
будущим мамам обрести
Нужно отметить, что центр оснащен самым современным оборудованием. Огромный зал центра разделен на несколько кабинетов, и в каждом идет своя ежедневная и ежечасная работа.
Центр занимаемся с беременными женщинами, но только с теми, кого нам направляет женская консультация. Раз в неделю с будущими мамами (а вместе с ними часто приходят и будущие папы) беседует психолог, на лечебную физкультуру женщины приходят гораздо чаще, психолог учит будущих мам приемам саморегуляции, будущие папы узнают о физиологических изменениях, которые происходят в организме женщины во время беременности, и о том, что в этот момент надо более трепетно и спокойно относиться к ее причудам.
Программа рассчитана на детей до года. Но уже идет работа над программой до трех лет.
Программа «Кроха» как бы разбита на четыре части и подразумевает занятия с детьми от рождения до трех месяцев, от трех до пяти, от пяти до восьми и от восьми до двенадцати месяцев. Программа включает в себя 53 занятия. Первые рассчитаны на малышей 18-20 дней от роду.
На первых занятиях ребенок учится улавливать световые эффекты, поворачивает голову к горящей лампе, то через три-четыре месяца он уже хватает игрушки, узнает маму по голосу. На 44-м занятии ребенок развивает мелкую моторику, пытается вставлять маленькие игрушки в отверстие. И так далее. Если малышу необходим массаж, специалист-медик проводит с ним десять сеансов, причем абсолютно бесплатно. Повторный курс массажа в центре проводят через каждые три месяца. То же самое можно сказать про лечебную физкультуру. И так - до момента, пока ребенку не исполнится год. Но это не означает, что двери центра закрыты для тех детей, кому больше двенадцати месяцев. Мама приводит малыша, приходит сама - за советом и помощью в воспитании.
Помещение центра социальной помощи семье и детям становится тесным для такой многогранной программы. Ведь здесь не одно отделение, а целых восемь. Есть швейная мастерская, парикмахерская. Здесь педагоги занимаются с детьми-инвалидами, приходят женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Каковы
же результаты программы «Кроха»? Специалисты
центра говорят, что программа молодая,
в ней еще достаточно шероховатостей,
требующих доработки, но польза явная.
За восемь месяцев через центр прошли
27 женщин и 15 детей. Мамы научились многому:
как ухаживать за новорожденными, что
необходимо малышу в первые месяцы жизни,
как кормить ребенка, если нет грудного
молока, как, играя с малышом, открывать
для него мир. И будущие папы почувствовали
ответственность за семью. Семью, где появилась
маленькая кроха, которой нужна помощь
самых близких и дорогих людей - мамы и
папы.
2.2.
Государственная
социальная политика
по отношению к молодым
семьям в Российской
Федерации и механизмы
ее реализации
Практически все федеральные органы власти в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи и молодых семей. Главным механизмом участия в решении данного рода проблем является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включение в свои социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодежью.
Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.
Реализация социальной политики в отношении молодых семей происходит в контексте реализации общегосударственной молодёжной политики. Сложившаяся практика исходит из того, что молодежная политика – предмет ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне функции реализации государственной молодежной политики возложены на Департамент по молодежной политике министерства образования РФ. В Администрациях практически всех субъектов Российской Федерации существуют региональные органы управления молодежной политикой. Во многих муниципальных образованиях есть отделы и структуры, выполняющие функции работы с молодежью.
Нормативную базу проводимой в стране молодежной политики составляют многочисленное количество нормативных актов различного уровня. Работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодежной политики продолжается. Один из важных документов, разработанный совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - законопроект "О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере".
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы Минобразования России провело конкурс по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счет средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка. Создан межведомственный Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.
Вопрос трудоустройства молодежи один из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. В практику органов по делам молодежи субъектов РФ по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в программах содействия занятости населения или других специализированных программах.
В Российской Федерации накоплен уникальный опыт решения жилищных проблем молодежи. Начиная с 1970-х годов эффективно развивалось движение молодежных жилищных комплексов. В результате включения самих молодых граждан в строительство В современных социально-экономических условиях требуются новые подходы с учетом сложившегося эффективного опыта участия самой молодежи в решении жилищных проблем.
В последние годы активное развитие получила реализация соответствующих программ. В настоящее время в 15 субъектах Российской Федерации - в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской, Ростовской, Свердловской областях, Республиках Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Северная Осетия - Алания, Саха - Якутия, Татарстан, в Москве и Санкт-Петербурге - обеспечены финансовыми ресурсами и уже действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья. В стадии разработки и согласования находятся программы жилищного обеспечения молодежи еще в 30 субъектах Российской Федерации. К основным источникам финансирования относятся:
1. Средства молодых семей - участников подпрограммы для частичной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья.
2. Средства бюджета субъекта Российской Федерации для: