Социальная работа с молодой семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы с молодой семьей………………5
1.1. Молодая семья как объект социальной работы………………..……5
1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей……….11
Выводы по ГЛАВЕ I……………………………………………………....18
ГЛАВА II. Практика социальной работы с молодой семьей……….….20
2.1. Формы и методы социальной работы с молодой семьей………….20
2.2. Государственная социальная политика по отношению к молодым семьям в Российской Федерации и механизмы ее реализации.……………....27
Выводы по ГЛАВЕ II…………………………………………..................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..….36

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных.[21,с224]

     Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

     Готовность  к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

     Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам.

     Молодым людям, собирающимся создать семью  без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И все же создание такой семьи  имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов.

     Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив  создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую  семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви.

     Психологическая готовность к созданию семьи –  это наличие развитых навыков  общения с людьми, единства или  схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

     Данные  социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает  вероятность развода у детей, в то время как вероятность  развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 [2,с.79].

     Педагогическая  готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых  людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

     Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.

     Социальная  работа среди молодежи оказывает  большое влияние на становление  молодых семей. Она рассматривается  как обеспечение наиболее благоприятных  социально-экономических условий  развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. 

1.2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей 

     На  данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Такой подход способствует известной стадиальной определенности, т.к. социальные права признаются неотъемлемыми не в любом, а только в развитом демократическом обществе, пережившем модернизацию, - а также дает более конкретную специфическую характеристику деятельности, которая, впрочем, может в целом осуществляться лишь всем корпусом социальных институтов в совокупности, или несколькими из них, если речь идет о конкретной проблеме, конкретной социальной ситуации, а не всем поле социальной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.[20,с.139]

     Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или  группы, того или иного социального  слоя, проблемной категории населения. Социальные проблемы проявляются в  семье достаточно многосторонне. В  значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

     В Федеральном законе "Об основах  социального обслуживания населения  РФ" комплексная система социального  обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

     Система социальной защиты молодежи в субъектах  РФ имеет следующую структуру  учреждений социального обслуживания.

     1. Обязательный минимум для каждого  города, района, куда входят:

     а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

     б) центр социальной помощи семье и  детям;

     в) социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних;

     г) социальная гостиница;

     д) социальный приют для детей и подростков.

     2. Дополнительная сеть в городах  и районах, куда входят:

     а) центр психолого-педагогической помощи;

     б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

     в) дом милосердия;

     г) реабилитационные центры для лиц  с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

     3.Республиканские,  краевые, областные, окружные, межрайонные  учреждения, куда входят:

     а) центры помощи детям, оставшимся без  попечения родителей;

     б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

     в) общежития для лиц с ограниченными  возможностями.

     Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом  при формировании системы социальной работы с ними. Согласно исследованиям  молодежь нуждается, прежде всего, в  бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые люди отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

     Одной из главных проблем в молодой семье является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.[4,с.20]

     Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров  «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания  в семье, на работе, неумением найти  настоящих друзей и просто общаться.[4,с.22]

     При организации социальных служб для  молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение  диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

     В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей  и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать  факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние  здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

     Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов  с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

     На  основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

     - разработка и осуществление мер  по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

     - адаптация молодой семьи в  условиях переходной рыночной  экономики;

     - улучшение материального, нравственного  и духовного состояния молодой  семьи; 

     - создание и развитие системы  служб социально-психологической помощи молодой семьи;

     - создание благоприятных условий  для сочетания социальной и  семейно-бытовой функции молодой  семьи;

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей