Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:21, контрольная работа
Проблема: недостаточная изученность социальной работы с военнослужащими и членами их семей.
Объект: военнослужащие и их семьи как клиентская группа социальной работы.
Предмет: социальная работа с военнослужащими и членами их семей.
Задачи:
Выявить основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей;
Проанализировать проводимую социальную работу с военнослужащими и членами их семей;
Рассмотреть методы социальной работы с военнослужащими и их семьями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3
1.1 Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей 3
1.2 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей 3
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 3
2.1 Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей 3
2.2 Страховые гарантии военнослужащим, право на возмещение ущерба 3
2.3 Профессиональная ориентация и трудоустройство военнослужащих и их семей 3
2.4 Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей 3
3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 3
3.1 Общая характеристика методов социальной работы с военнослужащими и членами их семей 3
3.2 Метод индивидуальной социальной работы с военнослужащими и членами их семей 3
3.3 Метод социальной работы с группой 3
3.4 Метод социальной работы в общине 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 3
Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.
Кроме того, увольняемые
военнослужащие испытывают трудности
о устройством на работу в силу
специфики их военной деятельности.
В первом случае Законом предусмотрены
выплаты компенсаций или
Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов.
Организационные методы5 помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.
Педагогические
методы направлены на оказание социальной
помощи человеку как отдельно взятому
индивиду и как члену социума,
в котором происходит процесс
социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих
методов: методы формирования сознания
личности (понятий, суждений, убеждений,
оценок); методы организации познавательной,
практической деятельности и поведения
(поручения, задания, упражнения, создание
специальных воспитывающих
Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.
Социально-психологические
методы - это комплекс методов (способов,
приемов взаимодействия с объектами
социальной работы), условно разделяемых
на несколько групп. Методы психологического
исследования: наблюдение — систематическое
и целеустремленное восприятие психических
явлений с целью изучения их смысла
и специфических изменений в
определенных условиях. Эффективность,
точность наблюдений зависят от поставленной
задачи, степени опытности и
Данные методы
позволяют социальному
Социально-экономические
методы — совокупность приемов и
способов, с помощью которых
Данные методы
помогают социальному работнику
формировать оптимальные
Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей в можно разделить на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с группой и общинный метод.
Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др.
Консультирование:
Консультирование
является одним из ведущих и «энергозатратных»
с точки зрения прилагаемых со стороны
психолога усилий видов его деятельности.
Наиболее типичными темами взаимодействия,
с которыми к психологу обращаются различные
категории военнослужащих и членов их
семей, являются проблемы семейных взаимоотношений,
взаимоотношений между различными должностными
лицами, потребность в оказании помощи
в адаптации к условиям воинской службы.
Как показывают результаты
В зависимости от основного фокуса анализа
выделяют консультирование:
1) проблемно-ориентированное (направлено
на анализ внешних причин и поиск путей
разрешения проблемы с участием окружения
клиента);
2)личностно-ориентированное (центрировано
на анализе личностных детерминант проблемы);
3) решение - ориентированное (центрировано
на выявлении ресурсов решения проблемы).
Соотношение процесса консультирования
с другими видами помощи человеку можно
отобразить в виде таблицы, в которой степень
отклонений от психической нормы условно
может быть соотнесена с тем или иным видом
помощи.
|
Состояние психики |
Вид помощи |
Болезнь |
Психиатрия, медицинская психотерапия |
Начальные отклонения в психике от нормы |
Немедицинская психотерапия и психокоррекция |
Психическая норма |
Консультирование, активное социально-психологическое обучение |
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия
это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуры
общества, можно предложить следующую
структуру социально-
- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- мезоуровень, связанный с
- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
- исправление, коррекция
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального
-самоутверждение личности
субъекта.
Метод социальной
работы с группой предполагает работу
как в целом с группой
Цель использования
метода групповой работы – оказание
помощи клиенту через передачу группового
опыта для развития его физических
и духовных сил, формирования социального
поведения. Реализация этой цели может
быть достигнута за счет либо организации
групповой деятельности и социальной
активности членов группы в достижении
общезначимых целей, либо расширения сферы
индивидуального опыта и
Социальная работа
в общине представляет собой профессиональную
помощь индивидуумам, группам, коллективам
военнослужащих и членам их семей, проживающим
на одной территории и имеющим
общие проблемы. При этом основными
методами работы являются: социальная
диагностика; социальное прогнозирование;
социальное планирование микросоциальной
среды; социально-терапевтическая
Главная цель социальной
работы в общине — добиваться кооперации
и создания организационной базы
для деятельности региональных специалистов,
а также активизации различных
групп населения, коммун или сообществ.
Социальная работа в общине строится
по территориальному принципу и охватывает
многие целевые группы. Более того,
микросоциальная среда
В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.
Таким
образом, делая вывод, следует отметить,
что определенный вклад в улучшение
положения военнослужащих и их семей
могут внести социально-экономическая
работа, организация самопомощи и
взаимопомощи семей военнослужащих,
развитие элементов малого производства,
кооперативных форм труда.
Принимая
военнослужащих и их семьи в качестве
объекта и изучая их проблемы нужно учитывать
в первую очередь специфику профессиональной
деятельности, связанной с воинской службой,
она содержит в себе определенные объективные
факторы, которые негативно влияют на
военнослужащих и выполнение ими определенных
функций.
Это характерно для вооруженных сил любого
современного общества, но особенности
положения военнослужащих в Украине обуславливают
особую сложность их социальной ситуации,
и это не может не сказываться на их самочувствии
и деятельности.
Организаторы
социальной работы могут выполнять функции
консультантов и менеджеров, посредников
в контактах ассоциаций и объединений
жен военнослужащих с органами социальной
защиты населения, медицинскими учреждениями,
другими органами и учреждениями.
Для смягчения
напряженности в семьях военнослужащих,
предотвращения конфликтов или кризисных
ситуаций большое значение имеет развитие
специальной системы семейного консультирования
и семейной терапии.
В случаях проживания
вдали от больших городов наличие такой
службы будет единственной возможностью
для семей военнослужащих получить профессиональную
помощь в стабилизации семьи.
Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных
Силах, возможно, имеет гораздо большее
значение, чем в других сферах жизнедеятельности.
Она предоставляет возможность не только
рекреации, восстановления утраченных
сил, но и сплочения коллектива, нарушения
монотонности воинской службы, проявления
свободы.
Социальный работник
следит за регулярностью и равным доступом
всех к культурно-досуговой деятельности,
способствует более широкому приобщению
к ней всех желающих, обеспечению соответствующим
оборудованием и инвентарем.
Основными социальными проблемами являются:
- малообеспеченность;
- проблемы с образованием и воспитанием
детей;
- проблемы со здоровьем самого военнослужащего
и членов его семьи;
- проблемы с жильем;
- проблемы с работой и социальным положением
жены военнослужащего.
Эффективность решения проблем социальной
адаптации граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей в большей степени
зависит от их урегулированности нормами
права.
Только на основе
права в современных условиях возможно
обеспечение прав и свобод военнослужащих,
предоставление им положенных льгот и
эффективная защита их прав и интересов
от любых нарушений.
Социальная защита военнослужащих – дело
чрезвычайной важности, забота государства
и общества в целом.
Информация о работе Социальная работа в вооруженных силах Российской Федерации