Социальная работа в вооруженных силах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание

Проблема: недостаточная изученность социальной работы с военнослужащими и членами их семей.
Объект: военнослужащие и их семьи как клиентская группа социальной работы.
Предмет: социальная работа с военнослужащими и членами их семей.
Задачи:
Выявить основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей;
Проанализировать проводимую социальную работу с военнослужащими и членами их семей;
Рассмотреть методы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3
1.1 Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей 3
1.2 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей 3
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 3
2.1 Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей 3
2.2 Страховые гарантии военнослужащим, право на возмещение ущерба 3
2.3 Профессиональная ориентация и трудоустройство военнослужащих и их семей 3
2.4 Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей 3
3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 3
3.1 Общая характеристика методов социальной работы с военнослужащими и членами их семей 3
3.2 Метод индивидуальной социальной работы с военнослужащими и членами их семей 3
3.3 Метод социальной работы с группой 3
3.4 Метод социальной работы в общине 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 3

Работа состоит из  1 файл

Контрольная (2).docx

— 60.74 Кб (Скачать документ)

Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и  безработица. В настоящее время  значительное число членов семей  военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых  имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной  безработице. Причем она порой длится годами.

Кроме того, увольняемые  военнослужащие испытывают трудности  о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены  выплаты компенсаций или пособий  со стороны государства беззаботным  членам семьи. Во втором- предписывается профессиональная ориентация и соответствующая  доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности  трудоустроиться в течение определенного  периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей  инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

 

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И  ИХ СЕМЬЯМИ

3.1 Общая характеристика методов  социальной работы с военнослужащими  и членами их семей

 

Реальная социальная работа с военнослужащими и членами  их семей осуществляется посредством  определенных методов.

Организационные методы5 помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические  методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому  индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс  социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и  поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей  в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические  методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами  социальной работы), условно разделяемых  на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение — систематическое  и целеустремленное восприятие психических  явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в  определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя; эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего  сопутствующие изменения в поведении  или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система  гипотез отсутствует, применяют  разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет  контролировать все переменные и  обусловливает высокую степень  надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так  же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую»  достоверность, поскольку поведение  и состояние человека меняются с  изменением окружающих условий; естественный эксперимент — проверка гипотез  посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент — сочетание  методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности  личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику  выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей  и помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к  разрешению как внутриличностных, так  и межличностных конфликтов.

Социально-экономические  методы — совокупность приемов и  способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная  и денежная помощь, установление льгот  и единовременных пособий, патронажное  и бытовое обслуживание, санкции  и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная  сравнительная оценка возможных  результатов действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др.

Данные методы помогают социальному работнику  формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему  их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами  их семей в можно разделить  на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с  группой и общинный метод.

 

 

3.2 Метод индивидуальной социальной  работы с военнослужащими и  членами их семей

 

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой  непосредственную помощь субъекту путем  личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает  не только планирование помощи, но и  проведение необходимых процедур для  выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В  процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь  и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать  проблему; определить и исследовать  предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения  проблемы и др.

Консультирование: 
          Консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его деятельности. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы.

          Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев,  связанных с оказанием психологической  помощи, инициированы не самими  нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих.             
В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование: 
1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента); 
2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы); 
3) решение - ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы). 
Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи.

 

 

 
 
 

 

Состояние психики 

 

Вид помощи

Болезнь

Психиатрия, медицинская психотерапия

Начальные отклонения в психике от нормы 

Немедицинская психотерапия и психокоррекция

Психическая норма

Консультирование, активное социально-психологическое  обучение




 

Социальная  терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия

это явление, которое можно рассматривать  и анализировать на различных  уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуры  общества, можно предложить следующую  структуру социально-терапевтической  деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий решение  проблем общества как единого  объекта воздействия;

- мезоуровень, связанный с решением  проблем конкретного социального  слоя, группы, класса и т.п.;

- микроуровень, на котором возможно  решение проблем личности, малых  социальных групп и отдельных  коллективов.

Процесс социальной терапии направлен  на решение самых разнообразных  задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой  проблем, стоящих перед субъектом  и требующих своего решения. Тем  не менее, можно говорить о существовании  основных типов задач социальной терапии. Среди них:

- исправление, коррекция поведения  и деятельности субъекта;

- предупреждение дисфункций;

- обеспечение нормального развития  субъекта;

-самоутверждение личности субъекта.  

3.3 Метод социальной работы с  группой

 

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в  группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные  области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и  трудностей. Групповая работа может  проводиться и с объединенными  группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования  метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального  поведения. Реализация этой цели может  быть достигнута за счет либо организации  групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы  индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения  группы в продуктивную творческую деятельность.

 

 

3.4 Метод социальной работы в  общине

 

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам  военнослужащих и членам их семей, проживающим  на одной территории и имеющим  общие проблемы. При этом основными  методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной  среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные  акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине — добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных  групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает  особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как  основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья. Социальный работник должен помнить, что трудное  для понимания или даже странное поведение члена семьи может  быть обусловлено его скрытым  страданием, душевной болью, с чем  необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней  обстановку.

В общем можно  сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, делая вывод, следует отметить, что определенный вклад в улучшение  положения военнослужащих и их семей  могут внести социально-экономическая  работа, организация самопомощи и  взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. 
          Принимая военнослужащих и их семьи в качестве объекта и изучая их проблемы нужно учитывать в первую очередь специфику профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, она содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. 
Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Украине обуславливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности. 
         Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. 
         Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. 
         В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.  
Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности.  
Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. 
        Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем. 
Основными социальными проблемами являются: 
- малообеспеченность; 
- проблемы с образованием и воспитанием детей; 
- проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; 
- проблемы с жильем; 
- проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.  
Эффективность решения проблем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в большей степени зависит от их урегулированности нормами права.  
         Только на основе права в современных условиях возможно обеспечение прав и свобод военнослужащих, предоставление им положенных льгот и эффективная защита их прав и интересов от любых нарушений.  
Социальная защита военнослужащих – дело чрезвычайной важности, забота государства и общества в целом.  

Информация о работе Социальная работа в вооруженных силах Российской Федерации