Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:08, курсовая работа

Описание

Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
раскрыть основные цели социальной реабилитации
рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 61.75 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социологический факультет

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

(курсовая работа)

 

 

Выполнила студентка

3 курса 1082 группы

Чирченко Я.А.

____________________

(подпись)

Научный руководитель

доц. И.В. Антонович

____________________

(подпись)

Работа защищена

«___»_________2009 г.

Оценка______________

 

 

 

Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
    2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

  1. Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными           возможностями
  2. Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значительная  часть детей с отклонением  в развитии, несмотря на усилия, принимаемые  обществом, с целью их обучения и  воспитания, став взрослыми оказывается  неподготовленной к интеграции в  социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о  том, что любой человек, имеющий  дефект развития, может при соответствующих  условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В последние  годы в нашей стране стало более  заметным стремление к тому, чтобы  изменить сложившуюся ситуацию с  обучением и воспитанием детей  – инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные  акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений –  реабилитационных центров, позволяющих  комплексно решать многие проблемы.

Начала  осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Ребенок с ограниченными возможностями  здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием  его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка.

Важное  место в подготовке детей –  инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Исходя из вышесказанного, была определена цель курсовой работы.

Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

  • описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
  • выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
  • раскрыть основные цели социальной реабилитации
  • рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
  • раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия

Объект исследования – социальная реабилитация в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Предмет – методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза  исследования: процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями  более эффективен при условии  применения специальных методов  арттерапии.

В работе используются следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными            возможностями»

Согласно  Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей [8,2].

В рекомендациях  1185 к реабилитационным программам 44-й  сессии парламентской Ассамблеи  Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения в  возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными  барьерами, которые не позволяют  человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и  принимать участие в жизни  семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены  общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Лицам, признанным инвалидами до достижения 16 лет, присваивается  категория «ребенок-инвалид». Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [6].

Проблемы  инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям –  основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.

ВОЗ следующим  образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской  диагностической аппаратурой, могут  привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых  видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные  возможности»; это при соответствующих  условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы [9].

Ребенок с ограниченными возможностями  неизбежно сталкивается с проблемами социализации, под которыми понимается комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

Трудности овладения социальной ролью возникает  чаще всего тогда, когда ребенок  не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка  нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий  для социальных проб).

В связи  с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения [14].

Наиболее  серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия  к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и  др.

Без этих новообразований ребенок не может  стать собственно субъектом межличностных  отношений и сформироваться в  зрелую личность. Утрата базового доверия  к миру проявляется и подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с  другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе  невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности  за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также  с группой людей (хорошо известное  детдомовское «мы»). В более поздних  возрастах действие этого механизма  может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или  токсикологической зависимости [20, c. 41].

Вследствие  последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение  от окружающего мира), отставание в  социальном развитии.

Причины возникновения проблем вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть следующие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость  к неблагоприятным социальным  воздействиям (автономность), сохранение  своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей;

3. Активная  позиция в решении социальных  проблем, реализуемая готовность  к социальным действиям, саморазвитие  и самореализация в возникающих  трудных ситуациях (социальная  активность), способность к  самоопределению  и расширению границ пространственной  жизнедеятельности [9, c.46].  

  Каждый  из перечисленных критериев не  свидетельствует  о подготовке  ребенка к преодолению трудностей  социальной реабилитации. Они могут  рассматриваться только в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность,                        содержание. Цели социальной реабилитации.

 

Понятие «социальная реабилитация детей  с ограниченными возможностями  здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.

Социальная  реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих  в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям  личности, способной успешно интегрироваться  в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста  в этой области, протекает, как и  педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых  используются различные формы, методы и специальные средства воздействия  на ребенка [3, c. 21].

Социальная  реабилитация как конечный результат  – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения  комплексной реабилитации в соответствующих  реабилитационных учреждениях, вливается  в социально – экономическую  жизнь общества и не ощущает своей  неполноценности [3, c.22].

Социальная  реабилитация как деятельность относится  в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и  личности ребенка, включенного в  социально – реабилитационный процесс, который выступает в нем как  субъект деятельности и общения. Социально – реабилитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в целях  подготовки последнего к продуктивной и полноценной жизни посредством  специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально – нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью [3, c.22].

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями