Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:08, курсовая работа
Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
раскрыть основные цели социальной реабилитации
рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социологический факультет
Кафедра социальной работы
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
(курсовая работа)
Выполнила студентка
3 курса 1082 группы
Чирченко Я.А.
____________________
(подпись)
Научный руководитель
доц. И.В. Антонович
____________________
(подпись)
Работа защищена
«___»_________2009 г.
Оценка______________
Барнаул 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Значительная
часть детей с отклонением
в развитии, несмотря на усилия, принимаемые
обществом, с целью их обучения и
воспитания, став взрослыми оказывается
неподготовленной к интеграции в
социально – экономическую
В последние
годы в нашей стране стало более
заметным стремление к тому, чтобы
изменить сложившуюся ситуацию с
обучением и воспитанием детей
– инвалидов в лучшую сторону.
Приняты на государственном уровне
соответствующие
Начала
осуществляться подготовка специалистов,
призванных обеспечивать социальную реабилитацию
детей с ограниченными
Ребенок
с ограниченными возможностями
здоровья нуждается в особом подходе.
Чтобы эффективно управлять формированием
его личности, требуются глубокие
знания психологических
Важное место в подготовке детей – инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Исходя из вышесказанного, была определена цель курсовой работы.
Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования – социальная реабилитация в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Предмет – методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза
исследования: процесс социальной реабилитации
детей с ограниченными
В работе используются следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей [8,2].
В рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Лицам, признанным инвалидами до достижения 16 лет, присваивается категория «ребенок-инвалид». Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [6].
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям – основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.
ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы [9].
Ребенок с ограниченными возможностями неизбежно сталкивается с проблемами социализации, под которыми понимается комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
Трудности овладения социальной ролью возникает чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения [14].
Наиболее
серьезным следствием инвалидности
является утрата «базового доверия
к миру», без которого становится
принципиально невозможным
Без этих
новообразований ребенок не может
стать собственно субъектом межличностных
отношений и сформироваться в
зрелую личность. Утрата базового доверия
к миру проявляется и
Слияние
блокирует, а иногда делает вовсе
невозможным развитие автономности
ребенка, его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние возможно
с конкретным человеком (воспитатель,
родитель, учитель и т.д.), а также
с группой людей (хорошо известное
детдомовское «мы»). В более поздних
возрастах действие этого механизма
может провоцировать
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии.
Причины
возникновения проблем
Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость
к неблагоприятным социальным
воздействиям (автономность), сохранение
своих индивидуальных качеств,
сформированных установок и
3. Активная
позиция в решении социальных
проблем, реализуемая
Каждый
из перечисленных критериев не
свидетельствует о подготовке
ребенка к преодолению
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная
деятельность», сущность,
Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.
Социальная
реабилитация как процесс представляет
собой динамическую систему, в ходе
которой осуществляется последовательная
реализация постоянно возникающих
в ходе взаимодействия с ребенком
тактических задач на пути к достижению
стратегической цели – восстановления
его социального статуса, формирования
устойчивой к травмирующим ситуациям
личности, способной успешно
Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально – экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности [3, c.22].
Социальная
реабилитация как деятельность относится
в равной мере как к личности специалиста,
являющейся ее организатором, так и
личности ребенка, включенного в
социально – реабилитационный процесс,
который выступает в нем как
субъект деятельности и общения.
Социально – реабилитационная деятельность
– это целенаправленная активность
специалиста по социальной реабилитации
и ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в целях
подготовки последнего к продуктивной
и полноценной жизни
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями