Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:08, курсовая работа

Описание

Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
раскрыть основные цели социальной реабилитации
рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 61.75 Кб (Скачать документ)
ustify">Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает социальному педагогу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термин  «инвалид» в силу сложившейся  традиции несет  в себе дискриминационную  идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как  к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными  возможностями» в традиционном подходе  ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Такая парадигма  в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество - государство». Суть этого изменения состоит  в следующем:

Главная проблема ребенка с ограниченными  возможностями заключается в  его связи с миром, в ограничении  мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении  общения с природой, доступа к  культурным ценностям, а иногда –  и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного  фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование  недоступной для инвалида архитектурной  среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть  и член общества, он хочет, должен и  может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как  и его сверстники, не имеющие проблем  со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью  пользу обществу, ему мешает неравенство  возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Одним из способов решить эту проблему является распространение методов арттерапии в процессе социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Существует достаточно много методик, но все же они доступны далеко не каждому. Еще одна сложность заключается в том, что все процесс социальной реабилитации сугубо индивидуален, это означает, что все существующие методы необходимо корректировать с учетом специфических особенностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
  2. Декларация о правах инвалидов: принята Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г. // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
  3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : Учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов.- М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215с.
  4. Арт-терапия / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  5. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – М.: Перспектива, 2008. – 95 с.
  6. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие./ Н.Ф. Девицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: ООО «Речь», 2000. – 310с.
  8. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- N 4.
  9. Камаев, И.А. Детская инвалидность. / И. А. Камаев, М.А. Позднякова. – Н.Н.: НГМА, 1999. – 134с.
  10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с.
  12. Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. / М.Я. Руднева, П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 253с.
  13. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1999. – 334с.
  14. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок – инвалид. // Социс. – 1997. -  №1.
  15. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997. – 461с.
  16. Технологии социальной работы / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2003. – 346с.
  17. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 240с.
  18. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 297с.
  19. Холостова Е.И. Социальная реабилитация/ Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К°, 2002. - 340 с.
  20. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная робота с инвалидам / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб и др.: Питер, 2005. – 315 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-инвалидами

Прочтение и анализ сказки помогает ребенку с ограниченными возможностями  поверить в свои силы, осознать свою значимость и ценность; развивает  чувство собственного достоинства.

Гадкая морковка

  Жила-была в лесу Гадкая  Морковка.  Никто и никогда  ее гадкой не называл.  Но  она считала себя именно такой. 

  Однажды шел по лесу дядя  Коля, увидел Гадкую Морковку  и удивился:

-         Ого, морковь  в лесу выросла!  Откуда ты  взялась?

-         От верблюда! – брякнула Морковь.  Ведь она  была гадкая!

-         Ну, это  мы сейчас проверим, - дядя Коля  ничуть не обиделся,  присел  на корточки и стал внимательно  осматривать  Морковку.

  Ей стало неловко.  Но тут  она вспомнила, что она -  гадкая и крикнула:

-         Иди отсюда, дядя!  Нечего на меня дышать, прическу портить!

-         Ого, а  ты умеешь за себя постоять,  умница! – неожиданно похвалил  дядя Коля Морковку.

  Тут даже Морковь совсем  растерялась.  Она просто не  знала,  что ответить. 

  Но дядя Коля вдруг сказал:

-         Послушай, тебе не скучно тут?  Поехали  в мой огород!

  Морковь забыла, что надо  ответить что-нибудь гадкое, и  спросила:

-         А что  мне у тебя делать?

-         Погостишь.  Не понравится – обратно привезу.  Выкапывать тебя буду осторожно,  не бойся. 

  Морковка пожала бы плечами,  если б они у нее были.  И согласилась. 

  Следующий день был необычайно  гадким.  Солнце палило нещадно,  и от пыли дышать было нечем.

  Но Гадкая Морковка гордо  восседала  в толстом бумажном  пакете с мокрой землей и  думала, что путешествует, как королева.

  Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора.

  Морковке вдруг стало страшно:

-         Я –  гадкая!  Увези меня обратно!  – запищала она.

-         И не  подумаю. Я сам гадкий, - ответил  дядя Коля и посадил Морковку  в большую пышную грядку.  И  Морковка снова почувствовала  себя  королевой.

  А потом пришла осень.  Но Морковку не выкопали из  грядки, а оставили на семена.  Потому что она оказалась какой-то  диковинной морковкой,  еще неизвестной  науке.

  А еще выяснилось, что Морковка  вовсе и не гадкая, а просто  с характером.  У всех знаменитостей  непростой характер.  За это  их и любят. 

 


Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями