Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:08, курсовая работа

Описание

Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
раскрыть основные цели социальной реабилитации
рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 61.75 Кб (Скачать документ)

Процесс социальной реабилитации протекает  только в деятельности. Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует  возникновение у детей чувств, активизирую волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.

Игра  — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она лечит ребёнка, является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в процессе реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогаю ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребёнка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и. общаясь, друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач больном и т.д.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе - игре по правилам - эти черты поведения получают своё дальнейшее развитие [5].

Учение - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельности ребёнок не только овладевает опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическими процессами, у него вырабатываются умения выбирать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности [9, c. 59].

Трудовая  деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно-полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др.[9].

В практике социальной реабилитации постоянно  возникаю ситуация, когда ребёнок  или подросток не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости  от возраста, состояния здоровья и  особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть оказана специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии - врачом - психиатром [14].

Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры, Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами[5].

Применение  игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Арттерапия — терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примерить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я» [4].

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапии, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды [3].

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [4]

Библиотерапия специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу [4]. 

Танцевальная  терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу, как на физическом, так и на психическом уровне [4].

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму [5].

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [7, c. 11].

Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки социальный педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и социальный педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (социальный педагог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Работа социального педагога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевти-ческих сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку социальный педагог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации [10].

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапия эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка [10, c. 6].

Сказка  обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем социальный педагог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей, можно, рассказывая ему такую сказку: Птенцы. В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”. Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка [7]. 

Выделяют  основные формы работы со сказкой:

  • Анализ сказок. Цель – осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
  • Рассказывание сказок. Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
  • Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.
  • Сочинение сказок. Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём. Ребенку предлагается сочинить сказку о своей жизни. В ней дается не просто описание жизни главного героя, а в образной форме рассказывается об основных жизненных этапах.
  • Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
    • С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий за кадром. Ребята лучше усваивают роль, если изготавливают кукол самостоятельно с воспитателем (папье-маше).
    • Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей необходимо провести коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. социальный педагог на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке [7].

Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующую структуру коррекционно-развивающего занятия, которую можно представить в виде таблицы:

Таблица 2.1 – Структура коррекционно-развивающего занятия

Этап

Назначение

Содержание этапа

Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например,  взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное «сплачивающее» действие.

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый  раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о  том, что было в прошлый раз; что  они помнят; использовали ли они  новый опыт в течение тех дней, пока не было занятии; как им помогло  в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие  детям приобрести новый опыт; совершаются  символические путешествия, превращения  и пр.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует  вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать  его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко  проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных  детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети смогут использовать новый опыт.

Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить  ребенка к взаимодействию в привычной  социальной среде.

Повторение ритуала «входа»  в  занятие с дополнением. Ведущий  говорит: « Мы берем с собой  все важное, что было сегодня с  нами, все, чему мы научились». Ребята пртягивают руки в круг, совершают действия, как будто что-то берут из круга, и притягивают руки к груди.


 

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями