Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:08, курсовая работа

Описание

Цель - выявить основные направления социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать содержание понятий инвалидность и социальная реабилитация
выявить основные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
раскрыть основные цели социальной реабилитации
рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
раскрыть особенности сказкотерапии как средства реабилитационного воздействия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Теоретический анализ категории «Ребенок с ограниченными возможностями»
1.2. Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Сказкотерапия как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 61.75 Кб (Скачать документ)

Социальная  реабилитация детей с ограниченными  возможностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности и ее можно рассматривать как их разновидность. Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, - обеспечивают овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли. В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере, как в педагогической деятельности, так и в социально – реабилитационной практике (обучение, воспитание, формирование личности и др.).

Вместе  с тем понятия «педагогическая деятельность» и «социально – реабилитационная деятельность» не тождественны. Отличие состоит в том, что вторая направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и средства в достижении поставленных целей, и направленность воздействий в социально – реабилитационной практике обуславливаются, прежде всего, спецификой развития ребенка с ограниченными возможностями.

Социально – реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность  социально – реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс  социальной реабилитации строится с  учетом четко очерченной цели, осознания  того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок  на завершающем этапе [19, c. 34].

Специфика опосредованности социально – реабилитационной деятельности состоит в том, что  социально – реабилитационные воздействия  оказывают влияние на ребенка  с ограниченными возможностями  не прямо, а косвенно – в результате социальной обусловленности социально  – реабилитационной деятельности, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социально – реабилитационное воздействие  будет иметь эффект лишь в том  случае, если оно будет осмысленно на уровне сознания и будет принято  индивидом как свое собственное [19, c. 34].

Субъективность  социально – реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально – реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации [19, c. 35].

Интенсивность социально – реабилитационного  процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия [19, c. 36].

Динамичность  социально – реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально – реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изменения социально - реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениями в развитии личности в целом [19, c. 36].

Эффективность социально – реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально – реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала[19, c. 37].

К числу  других важных особенностей социально  – реабилитационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием является, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией [18].

Основная  цель социально-реабилитационной работы обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.

Вторая  важная цель – предупреждение вторичных  дефектов у детей с нарушениями  развития, возникающих либо после  неудачной попытки купировать прогрессирующие  первичные дефекты с помощью  медицинского, терапевтического или  обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между  ребенком и семьей, вызванного, в  частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались [14].

Проведение  социально – реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь  понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних  воздействий, способных усугубить  нарушения детского развития.

Третья  цель социально – реабилитационной работы – реабилитировать семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в  целом и более широкому окружению. Все услуги координированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье[8].

Воспитывая  ребенка, родители общаются с другими  детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие  между собой системы. Дети развиваются в семье – это тоже система отношений, имеющая собственные правила, потребности и интересы. Если же ребенок посещает лечебное или образовательное учреждение, то подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. А общество может выражать семье, имеющей ребенка- инвалида, поддержку и сочувствие, но может и отказывать ей в этом.

Чтобы социально  – реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. Совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность, составляют технологии социальной реабилитации[15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

2.1.  Технологии  и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Главное назначение социальных технологий - регулирование  социальных процессов в различных  областях с помощью специфических  средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.

Для каждого  вида социальной деятельности создаётся  особая технология.

Технологии  социальной реабилитации включают совокупность приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка, имеющего инвалидность [15].

Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные  между собой.

Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условии для возвращения к активной самостоятельной жизни [6].

Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическою сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психодинамических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процесс психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страхи. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительною эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация) [6].

Педагогическая  реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности, и сформировать правильную профессиональную ориентацию. В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в целом процессе ребёнок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипах поведения [17].

Социально - экономическая реабилитация. Под  ней понимается комплекс мероприятий  по обеспечению инвалида необходимым  и удобным жилищем, денежному обеспечению и т.п.[6]

Профессиональная  реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве [12].

Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту [7].

Спортивная  и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми - инвалидами участие в спортивно - реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями [11].

Социальная  реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование [3, c.25].

Цель  социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных планов [3].

Чтобы реализовать  названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка.

К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством: музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия, технические приспособления, оборудование, необходимые для ребёнка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др). [16, 20]

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями