Социальная реабилитация инвалидов как технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить сущность социальной реабилитации инвалидов как технологии социальной работы.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и основные виды инвалидности;
2. Охарактеризовать особенности российской нормативно-правовой базы защиты инвалидов;
3. Определить основные формы реабилитации как технологии социальной работы;
4. Раскрыть региональные аспекты социальной защиты инвалидов.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

                  Очень важно осознать, что социальные барьеры и различные аспекты неадаптированных зданий, средств общественного транспорта и т.д. осложняют жизнь инвалидов и нужно стремиться к удалению этих барьеров и дискриминации;

                  Инвалиды должны иметь максимальную степень независимости и свободы выбора, особенно после получения соответствующей информации, для контроля собственной жизни;

                  Отделы социальных и других служб при местных органах власти должны работать в тесном сотрудничестве с инвалидами для планирования, организации и оценки результатов предоставляемых услуг;

                  Консультации обязательны между заинтересованными сторонниками для удовлетворения нужд и потребностей инвалидов, за которыми сохраняется право выбора.

                  Нужная информация для инвалидов должна быть изложена простым и доступным языком.

Таким образом, необходимо разрабатывать стратегические перспективы социального обслуживания инвалидов, общие планы работы для областей, которые могли бы явиться ориентиром не только в настоящее время, но и в будущем.

 


1.2 Правовые основы и льготы социальной защиты инвалидов в России

 

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.01.95 №222-ФЗ, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями 1999г.), Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О ветеранах» и другие нормативно-правовые акты, принятые в 1995 – 2005 годах, дали серьезный импульс в решении проблем инвалидов, развитии и совершенствовании реабилитационных направлений.

Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000г. № 36, призвана сыграть важную роль в профилактике тяжелых форм инвалидности.

Разрабатывая идеологию (политику) реабилитации, следует исходить из нескольких новых взглядов на проблему инвалидности:

                  Первое – это три области действий реабилитации: тело, личность, общество и, согласно, международных документов, три приоритетные области для работы с детьми в XXI веке – «забота и развитие в раннем детстве, образование, подростковый период»;

                  Второе – в случае невозможности полной реабилитации – обеспечить жизнь с учетом инвалидности.

Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот, представляется вряд ли возможной в условиях бюджетного дефицита, к тому же она чревата и рядом негативных последствий: противопоставление, с одной стороны, здоровых инвалидов, что в свою очередь, порождает негативное отношение к последним, а также различных категорий инвалидов друг к другу – с другой; пассивности части инвалидов в отношении участия и реабилитационных процессов в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

Развертыванию социальной работы с инвалидами по их интеграции, общество должно способствовать созданию сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялась бы профориентация; проводилось профобучение, консультирование по психологическим правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению и в трудоустройстве.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1971 года.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.

Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспертизы, — определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др.

Закон обращает внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов». Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная комплексная программа получила единую законодательную базу.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.

 

1.3 Региональные аспекты социальной защиты инвалидов

 

В качестве приоритетных направлений в области социального обслуживания в стационарных условиях граждан социально уязвимых групп населения необходимо продолжить развитие сети социальных гостиниц, приютов, центров социальной адаптации и реабилитации, содействовать укреплению их материально-технической базы.

Наблюдается тенденция увеличения структурных подразделений социальной защиты населения и рост числа оказываемых услуг социально уязвимым группам населения.

В 2001 году состоялось открытие двух центров реабилитации:

                  МУ «Центр социально психологической реабилитации участников локальных войн», г. Нижневартовск;

                  МНУ «Центр реабилитации», п. Излучинск Нижневартовский район, деятельность этого центра направлена на реабилитацию социально уязвимых групп населения.

Специалистами центров проводится амбулаторный прием посетителей. Основными видами деятельности учреждений являются:

                  Социально-медицинская реабилитация;

                  Социально-психологическая реабилитация;

                  Социально-профессиональная и социально-бытовая адаптация участников локальных войн, инвалидов и пожилых граждан к жизнедеятельности в обществе.

В автономном округе ежегодно увеличивается численность инвалидов, однако, темпы роста количества инвалидов в последние два года значительно снизились.

В органах социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа на 01.01.2004 года зарегистрировано 38805 инвалидов.

Анализ роста количества инвалидов показывает, что в течение 2001-2004 годов в автономном округе наблюдается относительная стабилизация показателя распространенности инвалидности.

В 2004 году показатель первичного выхода на инвалидность в расчете на 10 тыс. населения составил среди взрослого населения – 44,1 чел.; трудоспособного населения – 31,9 чел. В течение года первично освидетельствованы 4817 чел, взрослого населения, признаны инвалидами – 4485 чел. (или 93,1%), из них 2920 чел. (или 65,1%) в трудоспособном возрасте, в пенсионном возрасте 1565 чел. (или 34,9%). Наибольшую долю – 2487 чел. (или 55,4%) составляют инвалиды 2 группы. Из общего количества впервые признанных инвалидами:

                  Мужчины – 2370 чел. (55,8%);

                  Женщины – 2115 чел. (47,2%).

В целях наиболее полного обеспечения льгот и гарантий инвалидов, предусмотренных федеральными и окружными нормативными правовыми актами, решения проблем инвалидности и инвалидов автономного округа, заложены основы межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти и управления различного уровня.

Приоритетным направлением деятельности органов социальной защиты населения автономного округа становится реабилитация инвалидов, способствующая восстановлению нарушенных или компенсации утраченных способностей инвалида к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности, достижение ими материальной независимости.

Профессиональная реабилитация является решающим условием интеграции инвалидов в общество, достижения ими материальной независимости. В 2004 году дано 2047 рекомендаций по трудоустройству инвалидов, в т.ч. 2035 – взрослым, 12 – детям-инвалидам. В обычных производственных условиях рекомендована работа в 93,2% случаях, в специально созданных условиях – 6,5%, надомный труд –0,3%.

Рекомендации по трудоустройству инвалидов выполнены на 44,8%. Всего трудоустроено 940 инвалидов. Наиболее высокий процент трудоустроенных по линии центра занятости в г. Сургуте – 43,2%, где с 2001 года действует программа трудоустройства инвалидов 1,2 группы, открыта мастерская по трудовой реабилитации инвалидов. Однако в округе не в полной мере выполняется закон о квотировании рабочих мест, медленно развивается сеть специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Удельный вес неработающих мужчин-инвалидов – 60%, женщин-инвалидов – 40%.

В автономном округе создаются условия для интегрированного обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях общего типа вместе со здоровыми учащимися (обеспечение беспрепятственного доступа, использование обучающих методик, адекватных особенностям инвалидов). Детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных школах на общих основаниях – 2489 чел., обучаются на дому – 611 детей.

Существенное значение в деятельности Департамента социальной защиты населения имеет организация системы услуг, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, обучением навыкам их эксплуатации.

Таким образом, в соответствии с мероприятиями окружных программ, проведению мониторинга и анализа теории и практики актуальных форм социального обслуживания социально уязвимых групп населения, в целом по автономному округу, можно выделить следующие основные задачи на перспективу развития социальной защиты населения:

                  Дальнейшее формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения, укрепление их материально-технической базы;

                  Развитие реабилитационных социальных услуг в деятельности социальных учреждений;

                  Повышение качества предоставляемых социальных услуг;

                  Приближение социальных служб к конкретным получателям социальных льгот;

                  Совершенствовать механизмы реализации федеральных, окружных законов в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий, участников локальных войн и их семей.

 


Глава 2. Социальная реабилитация как технология социальной работы

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов как технология социальной работы