Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа
Цель работы – выявить сущность социальной реабилитации инвалидов как технологии социальной работы.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и основные виды инвалидности;
2. Охарактеризовать особенности российской нормативно-правовой базы защиты инвалидов;
3. Определить основные формы реабилитации как технологии социальной работы;
4. Раскрыть региональные аспекты социальной защиты инвалидов.
2.1 Технологии социальной реабилитации
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы. В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации.
Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации - инвалиды. Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе, отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление.
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению жизнедеятельности.
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.
В соответствии с законодательством основой создаваемой системы социальной защиты инвалидов является федеральная базовая программа реабилитации инвалидов. Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденным 14 декабря 1996 г. Министерством труда и социального развития РФ,[3] определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (или его законный представитель) подает заявление на имя руководителя учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть сформирована не позднее месячного срока после подачи указанного заявления.
Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Реабилитационные мероприятия должны предоставляться инвалиду как бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и с оплатой с участием самого инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Специалистами учреждений государственной службы МСЭ автономного округа разработано 8852 индивидуальных программ реабилитации или 46,9% от числа всех признанными инвалидами, в том числе 5588 (36,5%) сформировано взрослым инвалидам, 3264 (92,6%) для детей-инвалидов. Основная масса – 2992 (53,8%) разработана для инвалидов 3 группы, имеющих наиболее высокий реабилитационный потенциал. Показатель реабилитации взрослых инвалидов – 3,6%, показатель полной реабилитации детей-инвалидов – 12,4%.[4]
Таким образом, медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Программа реабилитации — это система мероприятий, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного инвалида, учитывая как состояние здоровья и особенности развития, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок — в зависимости от возраста и условий развития.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с инвалидом или родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Допустим, необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:
медицинские (оздоровление, профилактика);
специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и инвалидом или родителями ребенка с ограниченными возможностями.
На Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие семьи, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на инвалида, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей и членов семьи (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего ребенка).
Взаимодействие с членами семьи предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между членами семьи и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия результат работы с инвалидом может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг — это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра.
Что же значит работать с членами семьи? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи инвалидам, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.
Таким образом, в силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства с членами семей инвалидов должен:
• избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и достигать договоренности;
• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с членами семьи;
• давать необходимые объяснения;
• не предпринимать ничего в одиночку.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи инвалиду, полезно использовать следующие ресурсы:
работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев:
организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;
использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации членам семьи.
2.2 Виды социальной реабилитации
Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием[5] установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
Заболевший либо получивший травму, увечье, ставший инвалидом, получает не только лечение — органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов как технология социальной работы