Социальная реабилитация инвалидов как технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить сущность социальной реабилитации инвалидов как технологии социальной работы.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и основные виды инвалидности;
2. Охарактеризовать особенности российской нормативно-правовой базы защиты инвалидов;
3. Определить основные формы реабилитации как технологии социальной работы;
4. Раскрыть региональные аспекты социальной защиты инвалидов.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Социальная реабилитация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).

Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии быть не может.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

                  Развитие духовных и физических способностей ребенка;

                  Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

                  Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

                  Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);

                  Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

                  Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

                  Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

                  Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;

                  Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и «ребенок – продукт общественных отношений».

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.

В основе:

1.                  Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды. (создание спецслужб «Персональный ассистент» и «Транспортная служба»).

2.                  Организация работы со всеми участниками взаимодействия: С ребенком, его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей, так и на их родителей и близких.

3.                  Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4.                  Взаимопомощь – широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью.

Таким образом, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

 


Заключение

 

В нашей стране пока не созданы мощные центры, где пациент мог бы получать весь необходимый комплекс реабилитационных услуг. Система учреждений лишь формируется. Пока отсутствует необходимая правовая база для деятельности таких учреждений.

Однако реабилитационные учреждения постепенно создаются, они пока несовершенны, во многом уступают аналогичным учреждениям в развитых странах. Часто не хватает опыта профессионализма у практических работников. Нет методических разработок и направлений в этой области работы.

Мы делаем первые шаги, но уже на этом этапе необходимо формулировать требования к специалистам в реабилитационных учреждениях.

Первое требование относится к его квалификации. В реабилитационном учреждение должны работать специалисты по социальной работе, медики, специалисты, имеющие специализацию медицинского психолога, владеющего методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования.

В своей работе специалисты должны руководствоваться Законами Российской Федерации, международными документами Декларациями и другими нормативными документами отраслевого, федерального и международного уровня.

Специалисты, работающие в реабилитационных учреждениях должны знать основы смежных профессий; они должны обладать знаниями в области социальной работы, в области социальной психологии, психологии труда, навыками общения и умения разрешить конфликтные ситуации.

Специалист такого уровня подготовки может стать незаменимым членом реабилитационной бригады, способным оказать действенную помощь, и коллегам по реабилитационной работе.

Позитивное отношение государства и общества к необходимости продления активной и адаптированной к современным социально-экономическим условиям жизни инвалидов является инструментом сильной социальной политики в отношении этих групп населения.

Назрела острая необходимость активизации и консолидации усилий всех министерств, ведомств, а также неправительственных общественных организаций в области профилактики, реабилитации и адаптации социально уязвимых групп населения.

Разнообразие направлений и видов деятельности предъявляет повышенные требования к объему знаний, умений и навыков, которыми должны обладать специалисты, работающие в центрах реабилитации. Пока в малой степени организована подготовка таких специалистов, продолжается поиск инновационных форм и методов с учетом специфики конкретных учреждений. Стадия случайных проб и ошибок неизбежна в ходе становления новой реабилитационной службы.

Итак, реабилитация социально уязвимых групп населения становится действенным фактором смягчения социальных, медицинских, психологических проблем инвалидов. Актуальным на современном этапе развития экономики, остается предоставление комплексной социальной помощи наименее социально защищенным группам населения.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.

 


Список использованной литературы

 

1.         Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН

2.         Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

3.         Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

4.         Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

5.         Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

6.         Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы».

7.         Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25.11.1995г.

8.         Министерство труда и социального развития РФ. Информационно – аналитические и статистические материалы.

9.         Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 12.

10.    Белова А.Н., Щепотова О.Н. «Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями», - «Антидор», М., 1998 г.

11.    Дементьева Н. Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: 1995.

12.    Н.Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т.А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996 г.

13.    Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

14.    Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / отв. Ред. Е. И. Холостова. – М.: ин-т соц.работы, 1995г.

15.    Основы социальной работы: Учебник / отв.ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 1998.

16.    Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций: Дайджест методических материалов к 10-летию основания социальной работы в Российской Федерации и деятельности Московского городского клуба инвалидов «Контакты 1» СПб., 2001. – 192с.

17.    Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. – М.: СТИ МГУС, 2000.

18.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427с.

19.    Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России», ТЕИС, 2003.

20.    Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. М., 2004. – Вып.10.

21.    Социальное обеспечение. Учредитель: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, №1-9, 2005.

22.    Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. №1

23.    Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. Т38 высших учебных заведений / Под. Ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.



[1] Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427с.

[2]  Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы»

[3] Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 12.

[4] Министерство труда и социального развития РФ. Информационно –  аналитические и статистические материалы.

[5] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

[6] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.


Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов как технология социальной работы