Социальное обслуживание инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные  жизненные ситуации..........................................................6

1.1. Основные симптомы  неблагополучия ребенка.............................................6

1.2. Принятие эффективного  решения в отношении несовершеннолетнего,  оказавшегося в трудной жизненной  ситуации....................................................8

1.3. Защита прав  детей и подростков, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26

Глава 2. Практика организации  социальной помощи детям, попавшим в  трудные жизненные ситуации, на примере  ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33

2.1. Организация работы  Центра.........................................................................33

2.2. Экспериментальное  исследование................................................................48

2.3. Диагностика работы  с детьми и подростками, попавшими  в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68

2.4. Работа с родителями  неблагополучных детей.............................................75

Заключение.............................................................................................................90

Список литературы................................................................................................91

Приложения

Введение

Глобальные преобразования в России в конце XX века привели  к серьезному обострению социально-экономических  проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или  ограничению доступа социально  незащищенных групп населения к  полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных  симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь  в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное  увеличение численности детей, проживающих  в трудных жизненных ситуациях.

В общей и детской  отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления  и развития детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и  подростков, имеющих разные жизненные  проблемы (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева и др.).

Сложная, комплексная  проблема оказания помощи детям и  подросткам с трудностями развития носит междисциплинарный характер, и на практике с необходимостью требует  межведомственного подхода. Между  тем в настоящее время в  Ульяновской области отсутствует  система, которая обеспечивала бы межведомственную координацию работы различных структур по оказанию помощи детям и подросткам с трудностями социальной адаптации. Административный уровень, на котором  принимаются первичные решения  о помощи детям, это уровень округа. Однако на этом уровне практически  отсутствует возможность межведомственного  сопровождения каждого конкретного ребенка в процессе оказания помощи. Создание территориальной модели первичной помощи детям с трудностями социальной адаптации является для региона насущной задачей.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным  путем проверить эффективность  методов социальной реабилитации и  профилактики детей в трудной  жизненной ситуации.

Объект исследования: дети трудных жизненных ситуаций.

Предмет исследования: социальные условия и организация  методов реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной  ситуации.

Основные задачи:

- приоритетное внимание  проблемам детей, находящихся  в особо трудных условиях - детей-сирот  и детей-инвалидов, расширение  форм помощи этим категориям  детей;

- выявление механизмов  профилактики и социальной реабилитации  детей в условиях возникновения  новых рисков - беспризорности, расширения  насилия по отношению к детям,  роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

- анализ законодательного  обеспечения прав детей и мер  политики по отношению к детям.

Гипотеза исследования: эффективность методов социальной реабилитации и профилактики способствуют своевременно оказывать помощь в  решении проблем детей в трудных  жизненных ситуациях.

Система комплексной  помощи ребенку в трудной жизненной  ситуации должна выстраиваться как  взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки  и сопровождения на уровне массового  образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Методы исследования. В нашей работе мы использовали метод  опроса, интервью и анализа документальных материалов.

Методические приемы исследования. Для анализа деятельности системы психологического обеспечения  образования г. Ульяновска была разработана  специальная анкета; для оценки популяционного уровня поведенческих рисков, опасных  для здоровья, адаптирована анкета YRBS; при разработке территориальной  модели комплексной помощи детям  и подросткам анализировались данные специально разработанного структурированного интервью с педагогами, психологами  и социальными работниками, а  также материалы районной КДН.

Глава 1. Теоретические аспекты  организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные  ситуации

1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка

Две основные сферы  обитания ребенка (они же являются основными  институтами влияния на его воспитание) - это сфера семьи и система  образования. Подавляющее большинство  проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей, времяпрепровождение вне  дома и вне школы тогда, когда  им желательно было бы там находиться, - это только следствие, индикатор  социального неблагополучия ребенка. В данной статье мы не станем акцентировать  внимание на проблемах образования  и воспитания в школе, а сконцентрируемся на проблемах семьи.

Поскольку непосредственно  семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная  структура, то никто до поры до времени  и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку  проблемы семьи - проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать. Собственно говоря, у любого ведомства  всегда в наличии лишь два способа  реагирования на внешние «раздражители» в виде возникающих социальных проблем, два способа действия: либо откреститься от выполнения социальной задачи, либо, если не удается избавиться от надоедливой потребности, - то получить под ее выполнение возможно большие ресурсы.

Возвращаясь к теме, отметим, что общество замечает только те самые, запоздалые симптомы, которые  свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.

- прекращение посещения  учебного заведения.

За посещение детьми учебного заведения отвечает Министерство образования. Вместе с тем очевидно, что школьному психологу (если такой  специалист в школе имеется, что  случается далеко не всегда) не хватит никаких сил и возможностей для  того, чтобы отследить, куда подевался  тот или иной ученик и по какой  причине он перестал посещать занятия  в школе.

И даже если он заметил  сам факт неблагополучия, связался с родителями и задал некоторые  вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье  в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку не до того ему, детей-то - несколько сотен...

- употребление психоактивных  веществ (алкоголь, наркотики).

Данный симптом  находится «в ведении» Министерства здравоохранения. Система здравоохранения (помимо действий профилактических, совсем недавно возобновленных) занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества (ПАВ) и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок  фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных  структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного  действия.

- уход из семьи.

После принятия ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №26, ст.3177.] ребенком, ушедшим  из дома, должны заниматься службы Министерства труда и социального развития. Однако, поскольку статья 12 данного  Федерального закона не содержала ни конкретных механизмов, с помощью  которых несовершеннолетние могли  бы получить требуемые им социальные услуги, ни структурных подразделений, занимающихся выявлением «несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в  социальных услугах», то и социальная реабилитация этих лиц, построенная  на индивидуальных программах социальной реабилитации, была невозможна. В итоге - хорошо известный плачевный результат: закон, направленный на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, эту самую безнадзорность увеличил! Доходило до абсурда: безнадзорные дети оказывались вообще вне сферы  компетенции государственных структур, и помощь несовершеннолетнему, например, милиционером, могла быть оказана  только тогда, когда ребенок совершал правонарушение или преступление. Представьте  себе правовую коллизию, когда «страж закона» предлагает несовершеннолетнему  совершить правонарушение (скажем, украсть коробку спичек) для того, чтобы ему потом помочь!?! Это - один из вполне реальных примеров. А  теперь задумаемся, какое разрушительное воздействие оказывается на сознание не только несовершеннолетнего, но и  представителя правопорядка? И откуда в нашем обществе возьмется столь  необходимое в условиях демократии законопослушание?

Раз уж мы затронули  сферу законности и правопорядка, назовем еще один симптом или  сигнал неблагополучия:

- совершение правонарушения (преступления).

Очевидно, что проблемами охраны и соблюдения правопорядка должно заниматься Министерство внутренних дел. Его черед приходит последним, поскольку  правонарушение или преступление - это уже, как правило, последняя  стадия неблагополучия в семье и  судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних - свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма - свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.

1.2. Принятие эффективного  решения в отношении  несовершеннолетнего,  оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Крики о «гибели  нации», с одной стороны - очень  удобный политиканский маневр, с  помощью которого в любой момент (в особенности же - перед теми или иными выборами) можно привлечь внимание к своей персоне или  к какой-либо политической силе; с  другой стороны, это - очень простая  и безболезненная форма декларативного кликушества, прикрываясь которой  легко уходить от практических и, главное, разумных шагов по решению  социальной проблемы.

«Детская» тема, в  этом смысле, несколько специфична. Сами дети, не являясь избирателями (до поры до времени), не могут выразить своего отношения к политическим играм. Вместе с тем, действия, которые  сегодня предпринимаются в отношении  детей, через несколько лет именно они будут оценивать. История  человечества подтверждает, что очень  немногие поколения «отцов» удостаивались  похвалы «детей». Если не брать в  расчет «ратных заслуг дедов и  отцов» (в некотором роде проблемная тема, поскольку воевать - не строить), то таких поколений еще значительно  меньше. Поэтому, при формулировании содержательных, концептуальных конструкций  следует исходить, прежде всего, именно из их интересов.

Звучащие порою  из уст политических деятелей выражения  типа: «у нас сейчас для этого  нет средств», при обсуждении темы внедрения системы ювенальной юстиции  в России, не выдерживают никакой  критики, поскольку это означает, что в государстве нет денег  на будущее, что абсурдно, как по-людоедски  абсурден афоризм Людовика XIV: «Aprиs nous le dйluge»*(с фр.) После нас - хоть потоп..

Кстати, о французах. Пример Франции в данном случае весьма показателен. Закон о ювенальном судопроизводстве принят 02 февраля 1945 года Перевод текста Закона Франции  №45-174 от 02 февраля 1945 года (с изменениями  и добавлениями) опубликован: Защита прав ребенка. Социальные и юридические  аспекты. - М.: РБФ НАН, 2000. - с.с.89-123.. Думается, что в конце войны собственных  ресурсов у Франции было совсем немного, однако было понимание, что без усиленного внимания к следующим поколениям ничего хорошего в их государстве  не будет. И был уяснен опыт Германии, в которой невнимание к интересам  молодежи и потеря молодым поколением ценностных ориентиров и опыта, накопленного многими поколениями высокообразованной нации, обернулась глобальной катастрофой  фашизма для всего мира.

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов