Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Теоретические
аспекты организации социальной
помощи детям, попавшим в трудные
жизненные ситуации............
1.1. Основные симптомы
неблагополучия ребенка........
1.2. Принятие эффективного
решения в отношении
1.3. Защита прав
детей и подростков, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации..
Глава 2. Практика организации
социальной помощи детям, попавшим в
трудные жизненные ситуации, на примере
ГУСОСРЦН «Алые паруса».................
2.1. Организация работы
Центра........................
2.2. Экспериментальное
исследование..................
2.3. Диагностика работы
с детьми и подростками,
2.4. Работа с родителями
неблагополучных детей.........
Заключение....................
Список литературы.............
Приложения
Введение
Глобальные преобразования
в России в конце XX века привели
к серьезному обострению социально-экономических
проблем, к усилению социальной дифференциации,
изоляции, исключению (эксклюзии) или
ограничению доступа социально
незащищенных групп населения к
полноправному участию в
В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева и др.).
Сложная, комплексная
проблема оказания помощи детям и
подросткам с трудностями развития
носит междисциплинарный
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: дети трудных жизненных ситуаций.
Предмет исследования: социальные условия и организация методов реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов
профилактики и социальной
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.
Гипотеза исследования:
эффективность методов
Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
Методы исследования. В нашей работе мы использовали метод опроса, интервью и анализа документальных материалов.
Методические приемы исследования. Для анализа деятельности системы психологического обеспечения образования г. Ульяновска была разработана специальная анкета; для оценки популяционного уровня поведенческих рисков, опасных для здоровья, адаптирована анкета YRBS; при разработке территориальной модели комплексной помощи детям и подросткам анализировались данные специально разработанного структурированного интервью с педагогами, психологами и социальными работниками, а также материалы районной КДН.
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка
Две основные сферы
обитания ребенка (они же являются основными
институтами влияния на его воспитание)
- это сфера семьи и система
образования. Подавляющее большинство
проблем ребенка возникает
Поскольку непосредственно семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная структура, то никто до поры до времени и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку проблемы семьи - проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать. Собственно говоря, у любого ведомства всегда в наличии лишь два способа реагирования на внешние «раздражители» в виде возникающих социальных проблем, два способа действия: либо откреститься от выполнения социальной задачи, либо, если не удается избавиться от надоедливой потребности, - то получить под ее выполнение возможно большие ресурсы.
Возвращаясь к теме, отметим, что общество замечает только те самые, запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.
- прекращение посещения учебного заведения.
За посещение детьми учебного заведения отвечает Министерство образования. Вместе с тем очевидно, что школьному психологу (если такой специалист в школе имеется, что случается далеко не всегда) не хватит никаких сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ученик и по какой причине он перестал посещать занятия в школе.
И даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями и задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку не до того ему, детей-то - несколько сотен...
- употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).
Данный симптом находится «в ведении» Министерства здравоохранения. Система здравоохранения (помимо действий профилактических, совсем недавно возобновленных) занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества (ПАВ) и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия.
- уход из семьи.
После принятия ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»[
Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, №26, ст.3177.] ребенком, ушедшим
из дома, должны заниматься службы Министерства
труда и социального развития.
Однако, поскольку статья 12 данного
Федерального закона не содержала ни
конкретных механизмов, с помощью
которых несовершеннолетние могли
бы получить требуемые им социальные
услуги, ни структурных подразделений,
занимающихся выявлением «несовершеннолетних,
находящихся в социально
Раз уж мы затронули сферу законности и правопорядка, назовем еще один симптом или сигнал неблагополучия:
- совершение правонарушения (преступления).
Очевидно, что проблемами охраны и соблюдения правопорядка должно заниматься Министерство внутренних дел. Его черед приходит последним, поскольку правонарушение или преступление - это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних - свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма - свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Крики о «гибели нации», с одной стороны - очень удобный политиканский маневр, с помощью которого в любой момент (в особенности же - перед теми или иными выборами) можно привлечь внимание к своей персоне или к какой-либо политической силе; с другой стороны, это - очень простая и безболезненная форма декларативного кликушества, прикрываясь которой легко уходить от практических и, главное, разумных шагов по решению социальной проблемы.
«Детская» тема, в
этом смысле, несколько специфична.
Сами дети, не являясь избирателями
(до поры до времени), не могут выразить
своего отношения к политическим
играм. Вместе с тем, действия, которые
сегодня предпринимаются в
Звучащие порою из уст политических деятелей выражения типа: «у нас сейчас для этого нет средств», при обсуждении темы внедрения системы ювенальной юстиции в России, не выдерживают никакой критики, поскольку это означает, что в государстве нет денег на будущее, что абсурдно, как по-людоедски абсурден афоризм Людовика XIV: «Aprиs nous le dйluge»** (с фр.) После нас - хоть потоп..
Кстати, о французах.
Пример Франции в данном случае весьма
показателен. Закон о ювенальном
судопроизводстве принят 02 февраля 1945
года Перевод текста Закона Франции
№45-174 от 02 февраля 1945 года (с изменениями
и добавлениями) опубликован: Защита
прав ребенка. Социальные и юридические
аспекты. - М.: РБФ НАН, 2000. - с.с.89-123.. Думается,
что в конце войны собственных
ресурсов у Франции было совсем немного,
однако было понимание, что без усиленного
внимания к следующим поколениям
ничего хорошего в их государстве
не будет. И был уяснен опыт Германии,
в которой невнимание к интересам
молодежи и потеря молодым поколением
ценностных ориентиров и опыта, накопленного
многими поколениями