Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................
Искусство принятия наилучших решений следует признать ключевым моментом любой сферы человеческой деятельности. Наука о принципах, процедурах и методах выбора наиболее приемлемого варианта решения сложилась сравнительно недавно, а математической теории принятия решений - примерно полвека.
Основы теории принятия решений были разработаны Дж. Нейманом и О. Моргенштерном в 40-х годах прошлого столетия. По мере усложнения задач появилось много ее различных направлений, которые имеют дело с одной и той же проблемой анализа возможных способов действия с целью нахождения оптимального в данных условиях решения проблемы.
В настоящее время теория принятия решений применяется преимущественно для анализа тех деловых задач, которые можно относительно легко и четко формализовать, а результаты исследования адекватно и однозначно интерпретировать.
Необходимость использования
принципов и методов ТПР в
управлении очевидна: быстрое развитие
и усложнение экономических связей,
выявление зависимости между
отдельными сложными процессами и явлениями,
которые раньше казались не связанными
друг с другом, приводят к резкому
возрастанию трудностей принятия обоснованных
решений. Затраты на их осуществление
непрерывно увеличиваются, последствия
ошибок становятся все более серьезными,
а обращение к
Проблема принятия
правильного, наилучшего в данной ситуации
решения стоит перед человеком
всегда. От владения искусством принятия
наилучшего решения может зависеть
не только судьба конкретного человека,
но и, подчас, общества в целом. Вместе
с тем, формализация процесса принятия
решений - достаточно сложная проблема,
тем более в социальной сфере,
и даже использование хорошо известных
математических методов, разработанных
к сегодняшнему дню, оставляет без
ответа многие вопросы и, прежде всего,
- какое решение из возможного их
спектра следует считать
Когда смоделирован процесс принятия решений, остается только выбрать по каким-либо формальным признакам один из вариантов действия. Такое решение должно быть «оптимальным» для данной ситуации, то есть наиболее благоприятным, наилучшим из возможных. Признаки, на основании которых производится сравнительная оценка допустимых решений, образуют так называемые критерии оптимальности. В каждом конкретном случае критерии оптимальности принимаемого решения, как правило, оказываются различными и с трудом поддаются формализации.
Поэтому столь важным становится формальное описание принципов принятия эффективных решений в области социальной политики. Как было нами показано ранее, данная область политических решений заметно более сложна, чем решения в области экономики в силу основного постулата теории социального инвестирования, который в нынешнем виде выглядит следующим образом:
«Социальное инвестирование отличается от обычного (экономического) только многообразием единиц измерения прибыли и значительно более долгим сроком окупаемости»[ Первая публикация с упоминанием данной теории см.: Н.Л.Хананашвили. «Камо грядеши?» или некоторые размышления о теории социального инвестирования». / В Альманахе. Межсекторные взаимодействия. Настольная Книга - 2000. РБФ НАН, 2001. - с.с.52-102.].
Сложности вышеназванной формализации определяются и рядом других причин:
1) Как правило, объекты,
рассматриваемые теорией
2) Цели участников
процесса принятия решений
3) Критерии правильности
решения зависят не только
и, скорее, не столько от характера
задачи, ее цели и т.п., но и
от того, насколько корректно,
беспристрастно и обоснованно
они выбраны, в противном
4) Может быть, наиболее
важный элемент - трудности выбора
решения порою скрываются в
формулировании самой задачи, если
требуется достижение
Итак,
Под принятием решения следует понимать выбор наиболее предпочтительного решения из множества допустимых альтернатив[ Определение дано по: О.Ю.Урицкая. Теория принятия решений. Курс лекций.].
Для изложения Теории принятия эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (далее в тексте - Теория) предлагаем взглянуть на следующие основные характеристики, являющиеся необходимыми для принятия оптимального решения, которые в данном случае могут быть названы характеристиками эффективности. Решение должно быть:
- законным,
- персонально адресным,
- квалифицированным.
Ориентируясь на три представленных свойства, попробуем дать краткую формулировку определения, лежащего в основе предлагаемой Теории.
Эффективным в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, может быть только то решение, которое принято на основании закона и является персонально адресным и квалифицированным.
В настоящее время мы имеем два сильно различающихся, слабо взаимосвязанных подхода: ведомственный и судебный. По сути, сегодня они представляют собою реакцию государства на две стороны проблем несовершеннолетнего: до совершения серьезного противоправного поступка и - после него. Пока несовершеннолетний не встал на путь преступления, государственные структуры практически не используют судебный институт.
Посмотрим, насколько эти подходы отвечают названным нами характеристкам эффективности.
Ведомства
Законность.
Является ли деятельность ведомств законной? По формальному признаку - да. По сути - нет.
Во-первых, любое ведомство ориентировано не на закон, а на подзаконные акты и нормы, ведомственные инструкции и распоряжения. Ни один закон не будет исполняться, если не приняты эти самые инструкции для чиновника базового уровня. Закон в данном случае становится неодушевленным «заложником» подзаконных норм.
Во-вторых, вопреки
своему предназначению, ведомство решает
(не по злому умыслу, но в силу законов
Паркинсона[ С.Н.Паркинсон. Законы Паркинсона:
Сборник/Пер с англ.- Мн.:ООО «Попурри»,1997.-
528 с.]) не саму социальную проблему, а
прежде всего - вопрос о собственном
выживании. В итоге идет непрерывная
межведомственная борьба, с плохо
скрываемыми конкурентными
Наконец, в-третьих, деятельность ведомств нарушает принцип разделения властей. Ведь ведомственные нормы эти ведомства разрабатывают и сами же их и выполняют. Да еще и проверяют их выполнение (т.е. себя) сами же.
Персональная адресность.
Деятельность ведомств
почти начисто лишена персональной
адресности. Нормативный акт в
подавляющем большинстве
Сошлемся на правоприменительную
практику. Все тот же ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
/4/. Сообразив, что творится бог знает
что, органы власти стали лихорадочно
искать выход из абсурдной, с точки
зрения демократических принципов
права, ситуации. Такое решение было
найдено. И, естественно, такое решение
было ведомственным. Речь идет о Постановлении
Правительства РФ от 26 октября 2000 года
№822 «Об утверждении Положения
об осуществлении и финансировании
деятельности, связанной с перевозкой
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей, детских домов, школ-интернатов,
специальных учебно-
Квалифицированность.
Высокий уровень квалификации
сотрудников, работающих в социальной
сфере, имеет очевидные дефекты.
Дальше пределов сугубо ведомственных
функций эта квалификация не распространяется.
Как говорил Козьма Прутков, «специалист
подобен флюсу». Вся квалификация,
как правило, относится к хорошему
владению сводом ведомственных норм
и к текущей статистической информированности.
Подчеркнем, текущей. Ретроспективная
статистика здесь тоже не очень в
чести: она же будет портить общую
картину, демонстрируя реальное качество
работы. Подчас доходит до абсурда:
из статистической отчетности изымаются
позиции, свидетельствующие о негативных
тенденциях, а представление сведений
осуществляется на основе выборочно
выгодных систем показателей. За индикаторной
эквилибристикой легче спрятать
реальную картину. А перспективные
показатели используются в основном
для обоснования роста
Итак, ведомственное
решение по определению не может
быть квалифицированным, поскольку
ориентировано не на ребенка с
его проблемой (и, прежде всего, на семью,
которой необходимо помочь), а лишь
на интересы ведомства с границами
его полномочий. Обсуждение детской
тематики всякий раз наталкивается
на жесткое ведомственное
Ярким примером суженности
такого мышления стало принятие и
публикация Постановления Правительства
РФ от 24.12.2002г. №923 «О перечне иностранных
и международных организаций, гранты
которых не учитываются в целях
налогообложения в доходах
Остается один, суммирующий все вышесказанное, вопрос: можно ли в данной ситуации что-то изменить, чтобы ведомственное решение стало эффективным. Из приведенных многочисленных примеров очевидным становится ответ - нет. Нет, поскольку данная система не имеет позитивных составляющих эффективного решения, опираясь на которые можно было бы исправить остальные дефекты.
Суд
Теперь посмотрим,
а что в смысле предлагаемого
трио основных характеристик эффективности
решения в отношении
Законность.
Принимаемое судьей решение
устанавливается, конечно же, на основании
закона, и, следовательно, оно - законно,
если исключить неправомерные