Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................
Есть, правда, еще один существенный фактор - качество законодательной нормы. Решение не может стать эффективным, если оно законно, но при этом опирается на плохой закон. Наш любимый пример с ФЗ «Об основах системы профилактики…» в этом смысле как раз описывает именно тот случай.
Персональная адресность.
Любое судебное решение, безусловно, является персонально адресным, поскольку обращено к конкретным лицам и их судьбам.
Квалифицированность.
Вот здесь и содержится основной дефект судебного решения, поскольку оно категорически не квалифицированно. Проанализируем эту позицию более подробно.
Квалифицированным может
быть лишь то решение, которое принимает
специалист. Однако, всегда ли специалист
принимает квалифицированное
Тем не менее, сколь часто и усердно ни проводится такое обучение, оно не заменит полноценно действующего ювенального суда. Речь не о новых зданиях, оборудовании и прочем. Имеется в виду прежде всего сосредоточение судьи только на делах, в которых ребенок является одной из сторон (или, точнее, одним из участников). Подобно тому, как здоровьем ребенка занимается врач-специалист - педиатр, так же и дела с участием несовершеннолетних должны рассматриваться ювенальными судьями.
Вместе с тем, повышение
специальной квалификации судейского
корпуса отнюдь недостаточно. Судья
при принятии судебного решения
обязан опираться на всю совокупность
доступных ему сведений. И здесь
следует признать, что в действительности
у судьи наблюдается острейший
дефицит информации. В процессе судопроизводства
он лишь изучает те материалы, которые
представляет следствие (обвинительный
ракурс) и защита (оправдательная позиция).
Однако у правосудия (смысл термина
justice - справедливость) задача состоит
именно в принятии не только законного
решения, опирающегося на баланс принципа
состязательности, но и решения справедливого.
Тем более, что сегодня никто
не отвечает за сбор всей информации в
целом. Таким образом, что судья
при вынесении решения
Недостаточность опоры
только на принцип состязательности
очевидна. Норвежский криминолог Нильс
Кристи в своей статье «Конфликты
как собственность» привел прекрасный
пример, свидетельствующий о
Этот яркий практический
казус наглядно иллюстрирует невозможность
использования для защиты прав ребенка
исключительно института
Дети от рождения безгрешны и не способны на преступление. Можно, конечно, ссылаясь на Ч.Ломброзо, утверждать для некоей части детского населения наличие генетической предрасположенности к преступлениям, но в этом случае нам придется отказаться от факта, что человек - существо общественное и реализует себя именно в обществе.
Как это ни прискорбно, не только хорошему, но и всему плохому маленький человек учится у взрослых. И его противоправная агрессия - всего лишь посильный детский ответ на нарушение его прав, имевшее место в его судьбе ранее. Просто общество не заметило того мгновения, когда были нарушены права ребенка.
Рассматривая в
суде только дела в отношении
Отсюда - однозначное требование повышения профилактической роли суда.
Мы все вышли
не только из гоголевской, но и, к сожалению,
из сталинской шинели. Шлейф карательный
действий, основанных на репрессивном
стандарте нашего мышления, заметен
во многих наших действиях. Особенно
это заметно в системе
а) штраф,
б) лишение права заниматься определенной деятельностью,
в) обязательные работы,
г) исправительные работы,
д) арест,
е) лишение свободы на определенный срок.
По существу, сегодня
практически действует только пункт
(е), причем, в подавляющем большинстве
случаев, в два приема. Как правило,
сначала судья назначает меру
наказания условно (если это преступление
не тяжкое) и лишь затем - реально. До
недавнего времени кража
Посмотрим, что происходит
с ребенком, совершившим такое
преступление. Представ перед судьей,
ребенок выслушивает
Самое ужасное состоит
в том, что несовершеннолетний гражданин
не в силах понять сути юридических
норм, которые заметно отличаются
от стандарта, закрепленного с детства
в его сознании. Семейное воспитание
в основном строится на принципах
многократного позитивного
Суду, как «карающему мечу», в этом случае, отведена второстепенная роль палача. А механизм, приведший к такому итогу иначе, как аморальным, назвать и нельзя.
Таким образом, возникает
потребность более
а) нынешней загруженности судебной системы и
б) социальном вакууме
подручных для судьи
Таким образом, отсюда органично вытекает следующий элемент квалифицированности судебного решения -
Системный подход к решению. Проблемы, которые возникают у людей (в том числе те, с которыми они обращаются в суд), как правило, многомерны. Поэтому и решение должно опираться не только на всесторонний анализ, но и содержать комплекс необходимых мер. Может ли быть комплексным решение суда, ориентированное только на одну из норм уголовного закона? Очевидно, нет. Системность решения проблемы состоит не только в поиске причин произошедшего (а не только виновного), но и в формировании комплекса разумных шагов по преодолению проблемной ситуации, ее разрешению, устраивающему стороны конфликта и, в конечном итоге, общество в целом. Такое решение, подчас, может носить междисциплинарный характер. Для этого необходимы
Социальные службы.
Достаточно широкий
спектр возможных решений для
судьи в ситуациях, им рассматриваемых,
может быть подготовлен соответствующим
специалистом - социальным работником.
Сегодня такого процессуального
фигуранта в Уголовно-
Возможными представляются
два варианта организационно-структурного
решения этой задачи - социальный работник
в структуре суда либо в структуре
другого ведомства (скорее всего, Министерства
труда и социального развития).
С точки зрения важности плотного
взаимодействия социального работника
с судьей предпочтительным является
включение социального
Рассматривая социальную работу, необходимо также поставить вопрос о включении в российское процессуальное право такой фигуры из области восстановительного правосудия, как медиатор (посредник в процедуре примирения сторон)[ В данном направлении активно работает Центр «Судебно-правовая реформа». См., например, Восстановительные процедуры и технологии в профилактике социального сиротства./ Сб. статей. Под ред. Т.А.Дугарской. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. - 97 с.;
см. также: Вестник Восстановительной юстиции. №№1-4. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000-2002.].
Помимо социального работника при судье в рамках системы ювенальной юстиции должна быть создана целая группа новых для России социальных профессий: социальный работник для работы на улице, для работы в семье, для взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими государственными и муниципальными органами, наконец, в соответствии с ранее упомянутой Концепцией реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска /11/, для работы в реабилитационных программах. Система методических разработок в области деятельности указанной группы социальных профессий представлены в работе, опубликованной Фондом НАН[ Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. и др. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска./Под общей ред. О.Зыкова, Н.Хананашвили, А.Автономова. - М.: РБФ НАН, 2002. - 350 с.]. Данная работа стала итогом ряда экспериментальных проектов, реализованных в течение последних 6 лет в Москве и во многих, больших и маленьких городах России.