Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................
Предстоит, таким образом, социальное насыщение работы с ребенком, в основе которого - формирование пространства заботы о ребенке и содействия ему и его семье в решении их проблем.
Весьма важным остается экономическая составляющая внедрения ювенальной юстиции. Данный аргумент противников ювенальных судов и ювенальной юстиции можно было бы назвать весомым, если бы не одно обстоятельство. Расчеты, произведенные специалистами Фонда НАН, свидетельствуют: даже с учетом инфляции расходы на создание системы подготовки кадров и кадровое включение социальных работников в деятельность судов, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, составят в течение трех экспериментальных лет (и в дальнейшем - ежегодно) сумму, не превышающую 60 млн. рублей** С вышеназванными точными расчетами можно ознакомиться в Фонде НАН.. Данный уровень расходов представляется смехотворным в сравнении с нынешними государственными затратами на преодоление безнадзорности, беспризорности, наркомании, преступности и других форм асоциального поведения. Примерная величина требуемых ресурсов складывается из расходов на обучение специалистов по социальной работе для работы в суде и их заработной платы, а также сумм, требуемых для создания специальной кафедры в рамках Академии правосудия.
Эффективность представленного
комплексного подхода подтверждается
и данными государственной
И, наконец, такой аспект проблемы внедрения ювенальной юстиции, как организационно-правовой. В том случае, если проблема будет решаться традиционно, путем создания новой административной структуры (пусть даже и меж- или вневедомственной), итог будет почти гарантированно тем же: законы Паркинсона неумолимы, и эффективность работы структур будет минимальной.
Выходом из данного «замкнутого круга» становится изменение логики формирования, размещения и исполнения государственного заказа на осуществление такого рода социальных услуг. Называется это государственным социальным заказом, реализуемым в качестве элемента соответствующей целевой социальной программы** К сожалению, до настоящего времени в практике государственного управления применение программно-целевого подхода минимально и сводится, как правило, к формированию и размещению заказов на продукцию в виде планов государственных расходов на капитальное строительство и закупку оборудования., на основе публичного конкурса[ Впервые данная социальная технология предложена: Н.Л.Хананашвили, О.В.Зыков и др.: Государственный социальный заказ. - М.: РБФ НАН, 1995. - 32 с.]. По существу такой заказ является способом цивилизованной демонополизации и разгосударствления социальной сферы России. До тех пор, пока социальная сфера остается сугубо монополизированной государством, речи о ее эффективности идти не может. Самое интересное, что именно «государство», как управляющий институт общества, и должно следить за эффективностью реализации социальной политики.
Итак, с учетом проведенного
анализа, можно утверждать, что только
выстраивание системы ювенальной юстиции,
основанной на стержневой роли специализированного,
ювенального суда, способна решить
задачу выработки и реализации эффективного
решения в отношении
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации,
имеют право на особую заботу и
защиту со стороны федеральных органов
государственной власти, органов
законодательной и
Защита прав детей,
находящихся в трудной
В целях защиты прав
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, создаются соответствующие
социальные службы для детей, которые
по поручению компетентного органа
исполнительной власти, органа местного
самоуправления или на основании
решения суда в соответствии с
государственными минимальными социальными
стандартами основных показателей
качества жизни детей разрабатывают
индивидуальную программу реабилитации
ребенка. Указанная программа включает
в себя оценку (экспертизу) состояния
ребенка, в том числе проведенную
учреждениями здравоохранения оценку
состояния здоровья ребенка, психологические
и иные антикризисные меры, а также
долгосрочные меры по социальной реабилитации
ребенка, которые осуществляются социальной
службой самостоятельно или совместно
с образовательными учреждениями, учреждениями
здравоохранения и другими
В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
При регулировании
внесудебных процедур, связанных
с участием детей и (или) защитой
их прав и законных интересов, а также
при принятии решений о наказаниях,
которые могут применяться к
несовершеннолетним, совершившим правонарушения,
должностные лица органов государственной
власти, местного самоуправления действуют
в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права, нормами, предусмотренными международными
договорами Российской Федерации, в
том числе в части гуманного
обращения с
Обязательными являются
обеспечение приоритета личного
и социального благополучия ребенка,
обеспечение специализации
В случае освобождения
несовершеннолетнего от уголовной
ответственности или от наказания
с применением принудительных мер
воспитательного воздействия
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям[13, с. 18]:
- обеспечение реализации федеральных целевых программ, региональных программ, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;
- участие в формировании социальной инфраструктуры для детей;
определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;
- полное, частичное,
долевое финансирование
- обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;
- подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов;
- иные направления
координации деятельности в
Компетенция органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, которые осуществляют мероприятия
по реализации государственной политики
в интересах детей, регулируется
законодательством субъектов
Государственное учреждение
социального обслуживания «Центр социально-психологической
помощи семье и детям «Семья»
в г. Ульяновске оказывает социально-
Одним из значимых направлений работы Центра является деятельность выездной консультационной службы (ВКС).