Социальное обслуживание инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи:
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей;
- выявление механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации..........................................................6
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка.............................................6
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации....................................................8
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26
Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере ГУСОСРЦН «Алые паруса»....................................................................................................................33
2.1. Организация работы Центра.........................................................................33
2.2. Экспериментальное исследование................................................................48
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.............................................................................................68
2.4. Работа с родителями неблагополучных детей.............................................75
Заключение.............................................................................................................90
Список литературы................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)

Предстоит, таким образом, социальное насыщение работы с ребенком, в основе которого - формирование пространства заботы о ребенке и содействия ему и его семье в решении  их проблем.

Весьма важным остается экономическая составляющая внедрения  ювенальной юстиции. Данный аргумент противников  ювенальных судов и ювенальной юстиции  можно было бы назвать весомым, если бы не одно обстоятельство. Расчеты, произведенные  специалистами Фонда НАН, свидетельствуют: даже с учетом инфляции расходы на создание системы подготовки кадров и кадровое включение социальных работников в деятельность судов, рассматривающих  дела с участием несовершеннолетних, составят в течение трех экспериментальных  лет (и в дальнейшем - ежегодно) сумму, не превышающую 60 млн. рублей*С вышеназванными точными расчетами можно ознакомиться в Фонде НАН.. Данный уровень расходов представляется смехотворным в сравнении с нынешними государственными затратами на преодоление безнадзорности, беспризорности, наркомании, преступности и других форм асоциального поведения. Примерная величина требуемых ресурсов складывается из расходов на обучение специалистов по социальной работе для работы в суде и их заработной платы, а также сумм, требуемых для создания специальной кафедры в рамках Академии правосудия.

Эффективность представленного  комплексного подхода подтверждается и данными государственной статистики, полученными от правоохранительных структур, собирающих такие сведение - в тех районах, где осуществлялась вышеуказанная комплексная работа с несовершеннолетними[ Н.Л.Хананашвили, О.В.Зыков, И.Л.Баушева. Лечение вместо наказания. План практических действий для создания территориальной модели. / В Альманахе Вопросы ювенальной юстиции. - М.: РБФ НАН, 2001, №2. - с.с.46-52.].

И, наконец, такой аспект проблемы внедрения ювенальной юстиции, как организационно-правовой. В том  случае, если проблема будет решаться традиционно, путем создания новой  административной структуры (пусть  даже и меж- или вневедомственной), итог будет почти гарантированно тем же: законы Паркинсона неумолимы, и эффективность работы структур будет минимальной.

Выходом из данного  «замкнутого круга» становится изменение  логики формирования, размещения и  исполнения государственного заказа на осуществление такого рода социальных услуг. Называется это государственным  социальным заказом, реализуемым в  качестве элемента соответствующей  целевой социальной программы*К сожалению, до настоящего времени в практике государственного управления применение программно-целевого подхода минимально и сводится, как правило, к формированию и размещению заказов на продукцию в виде планов государственных расходов на капитальное строительство и закупку оборудования., на основе публичного конкурса[ Впервые данная социальная технология предложена: Н.Л.Хананашвили, О.В.Зыков и др.: Государственный социальный заказ. - М.: РБФ НАН, 1995. - 32 с.]. По существу такой заказ является способом цивилизованной демонополизации и разгосударствления социальной сферы России. До тех пор, пока социальная сфера остается сугубо монополизированной государством, речи о ее эффективности идти не может. Самое интересное, что именно «государство», как управляющий институт общества, и должно следить за эффективностью реализации социальной политики.

Итак, с учетом проведенного анализа, можно утверждать, что только выстраивание системы ювенальной юстиции, основанной на стержневой роли специализированного, ювенального суда, способна решить задачу выработки и реализации эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной  ситуации.

1.3. Защита прав детей  и подростков, оказавшихся  в трудной жизненной  ситуации

Дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и  защиту со стороны федеральных органов  государственной власти, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации. Такая  защита должна обеспечивать выживание  и развитие детей, их участие в  общественной жизни. Государство гарантирует  судебную защиту прав детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации[44, с. 49].

В целях защиты прав детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, создаются соответствующие  социальные службы для детей, которые  по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании  решения суда в соответствии с  государственными минимальными социальными  стандартами основных показателей  качества жизни детей разрабатывают  индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния  ребенка, в том числе проведенную  учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические  и иные антикризисные меры, а также  долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно  с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов  детей компенсация вреда, нанесенного  детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации  детей. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные  объединения (организации) в лице своих  отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации. Указанные  объединения (организации) вправе в  судебном порядке оспаривать неправомерные  ущемляющие или нарушающие права  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, действия должностных  лиц органов государственной  власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

При регулировании  внесудебных процедур, связанных  с участием детей и (или) защитой  их прав и законных интересов, а также  при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к  несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной  власти, местного самоуправления действуют  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в  том числе в части гуманного  обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической  помощи, законодательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного  и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных  процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения  ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной  ответственности или от наказания  с применением принудительных мер  воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных  мер, за исключением такой меры, как  помещение в специальное учебно - воспитательное или лечебно - воспитательное учреждение, вправе признать необходимым  проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего[44, с. 11].

Если ребенок, с  участием которого или в интересах  которого осуществляется правоприменительная  процедура (действие), нуждается в  педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о  необходимости принятия соответствующих  мер и просит уведомить его  о предпринятых действиях.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации. Компетенция федеральных  органов исполнительной власти, которые  осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют  государственную политику в интересах  детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования  и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и  социальной реабилитации детей, обеспечения  их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации  детского и семейного отдыха, государственной  поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций  и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом  Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям[13, с. 18]:

- обеспечение реализации  федеральных целевых программ, региональных  программ, местных программ защиты  прав и законных интересов  детей, поддержки детства;

- участие в формировании  социальной инфраструктуры для  детей;

определение порядка  информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;

- полное, частичное,  долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных  интересов детей, поддержки детства,  в том числе на конкурсной  основе и (или) на условиях  государственного заказа;

- обеспечение подготовки  соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;

- подготовка государственного  доклада о положении детей  и защите их прав, других информационных  и аналитических материалов;

- иные направления  координации деятельности в данной  области.

Компетенция органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия  по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической  помощи семье и детям «Семья»  в г. Ульяновске оказывает социально-психологическую, социально-педагогическую, юридическую  помощь семьям, гражданам и детям, находящимся в трудной жизненной  ситуации.

Одним из значимых направлений  работы Центра является деятельность выездной консультационной службы (ВКС).


Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов