Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность темы. В настоящее время проблема будущего является одной из важнейших проблем познания мира.
Данная тенденция объясняется многими факторами и определяет позитивную актуальность исследований будущего. Без представлений о будущем невозможно осуществлять управление не только человеческим обществом, но и собственной жизнью.
Введение 3
1. Понятие будущего и развитие представлений о нем 6
1.1 Понятие будущего 6
1. 2 Основные этапы развития представления о будущем 8
1.2.1 Первые шаги: презентизм первобытного мышления 8
1.2.3 Утопизм 13
1.2.4 Кризис утопизма 14
1.2.5 Основные подходы к исследованию проблемы будущего 16
2. Проблема будущего с точки зрения футурологии 20
3. Социальное прогнозирование в России и его представители 30
Заключение 40
Список литературы 41
С этой точки зрения, все страны бывшего "соцлагеря" выстраиваются как бы в цепочку, тянущуюся к выходу из трясины казарменного социализма на торную дорогу общемировой цивилизации со всеми ее преимуществами и пороками. Одни страны - например, Чехия, Венгрия, в какой-то мере Польша - ушли по указанному пути дальше других. Некоторые даже не начинали движения. Россия все еще в самом начале пути. Весь вопрос в том, когда и какой ценой та или иная из стран осуществит прорыв в цивилизацию XXI в.
Россия находится в очень
трудном положении: степень общей
деморализации населения крайне
высока. К этому надо добавить распад
имперских экономических и
Социальная прогностика
Одна из основных идей современных дискуссий о будущем России - утверждение о необходимости поиска ее особого пути в будущей мировой истории, ибо социокультурные факторы евразийского сообщества, расположенного на огромной территории, не могут не сказываться на процессах запаздывающей модернизации.
Наиболее обстоятельно социокультурные особенности российских реформ с анализом исторического прошлого и возможного будущего рассматриваются в трехтомной публикации социальных исследователей и литераторов под названием "Иное. Хрестоматия нового российского самосознания". Авторы этого сочинения полемизируют с манифестом "шестидесятников" периода горбачевских реформ (их сборник назывался "Иного не дано"), провозгласивших будущее России как обновленного демократического социалистического государства (социализма с человеческим лицом).
Значительным вкладом в
Вероятно, наиболее взвешенным и аналитически достаточно строгим представляется сегодня подход Н.Ф.Наумовой, которая анализирует принципиальные особенности переходных периодов, т.е. социодинамику трансформирующихся обществ, России в особенности. Автор обращает внимание на постоянно повторяемые ошибки запаздывающей модернизации, которые имели место и в период петровских реформ, и в годы социалистической индустриализации, и в наши дни. Эти типичные ошибки:
- недооценка переходного периода, переходного общества как состояния динамического хаоса (И.Пригожий), в котором даже, казалось бы, несущественные события способны вызвать неадекватную реакцию всей системы;
- высокая социальная цена радикальных реформ, что требует оптимизации их темпов, для разных стран разных с учетом их предыстории и актуального состояния, требующего, помимо прочего, учета адаптивных способностей населения к темпу социально-экономических преобразований;
- недооценка стартового культурного потенциала общества, необходимость разумной интеграции социокультурных традиций в процесс реформирования общества (автор приводит в качестве удачного решения этой проблемы послевоенную Японию).
"Модернизация вдогонку" вызывает
коллективный стресс. Аномия и
утрата государственного
Социальной прогностике
Две фигуры российских корней - Владимир Базаров, погибший в сталинских лагерях, и нобелевский лауреат Илья Пригожий, эмигрировавший из России в отроческом возрасте, вновь должны быть упомянуты в заключение. В.Базаров впервые сформулировал идею проблемно-целевого подхода к социальным прогнозам, а И.Пригожий создал теорию систем, находящихся в "динамическом хаосе". Это то самое "сплетение" условий, при которых близкое будущее непредсказуемо из-за множества "случайных" факторов, иными словами - "нежестко" предвидимой расстановки социальных факторов исторического процесса.
В общем итоге социальное прогнозирование
на протяжении своего развития в последней
трети XX века в значительной мере прояснило
контуры первой трети XXI века, а в
некоторых важных отношениях (демография,
экология, градостроительство и др.)
- даже всего грядущего столетия.
Разумеется, не в виде попыток предугадывания
событий будущего, а в виде выявления
назревающих проблем и
Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества.
На пороге XXI в. проблема будущего приобретает особую актуальность.
Футурология - это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.
Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть - рассуждения о том, как «должно быть».
Будущее человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям.
В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.
1 Асеева И.А. Философская рефлексия будущего (на материале русской философии рубежа XIX–XX вв.) // Вестник Томского государственного университета. – 2009. - № 318. – С. 52
2 ГоленковаЗ.Т., Гридич Ю.В. История социологии. – М.: Юрайт, 2011. – с. 306.
3 Делокаров К. X., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001. – с. 215.
4 Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Под ред. Т.М.Дридзе. М., 1994. – с. 189.
5 Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996. – с. 113.
6 Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация. Барнаул, 2001. – с. 348.
7 Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996. – с. 390.
8 Косолапов В.В. ХХI век в зеркале футурологии. – М.: Мысль, 2000. – с. 145.
9 ТощенкоЖ. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. – М.: Прометей; Юрайт, 2013. – с. 416.
10 Грядовой Д. И. Основы философских знаний. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – с. 237.
11 Исследование будущего, Обзор материалов 11 Конгресса Всемирной Федерации исследований будущего, М., Вариант, 1991. – с. 84.
12 Амнуэль
П. 10 методов научного пророчества: [Электронный
ресурс] // http://www.vokrugsveta.ru/
13 Абдуллин А.Р. Основы глобалистики. – Уфа: РИО БАГСУ, 2012. – с. 72.
15 Делокаров К. X., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001. – с. 318.
16 Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2010 // Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2011. — с. 229.
17 Бестужев-Лада
И. В. Исследования будущего: проблемы и решения.
RussianFuturesStudiesAcademy —
18 Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.
19 Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. – М.: Прометей; Юрайт, 2013. –с. 115.
20 Михайлова Л.И. Будущее России в контексте глобализации // Социс. – 2012. - № 1. – с. 32
Информация о работе Социальное прогнозирование в России и его представители