Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат
Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.
Если информационно-
Например, такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.
Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.
Для выполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.
Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.
2.3 Система социального управления
В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами -- люди, способные к осуществлению программ, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.
Социальное управление многосубъектно. Его субъекты -- не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.
Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно -- как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.
Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.
Проект управленческой деятельности -- сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности, как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект, представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта.
Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.
Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.
1. Виды управления и особенности социального управления
государственное управление менеджмент социальный
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации. Управление - это особый вид деятельности,превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
Управление предполагает властное воздействие на некоторый объект, называемый объектом управления. В зависимости от ясности границ объекта управления различают: управление объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от вида объекта, на
который ориентированы
В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).
В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.
В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).
В зависимости от способов, методов
управления различают: организационно-
Социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.
Социальное управление - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации.
Социальное управление основано на подчинении людей общим интересам.
Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества.
2. Особенности государственного управления и менеджмента в бизнес-сообществе
Экономико-политическое взаимодействие
основных экономических агентов
рыночного хозяйства —
Под государственно-частным
Для эффективного развития партнерства необходимо, чтобы усилия сторон были направлены не только на решение проблем, связанных с экономическими показателями (точнее, с экономическим ростом), но и с достижениями социальными - повышением благосостояния всех слоев населения, улучшением жизни страны в целом. Партнерство как взаимодействие предполагает единые или, по крайней мере, согласованные цели, за которыми скрываются интересы. Стремление бизнеса к собственному благополучию вполне естественно. Но при этом должны существовать правила, позволяющие увеличивать доход каждой бизнес-организации лишь в том случае, когда ее деятельность приносит пользу всему обществу. Такие правила, безусловно, вводят вполне определенные ограничения на разработку стратегий и тактики поведения как государства, так и бизнеса.
Первый партнер - государство. В чем состоят его базовые интересы? Это - безопасность, территориальная целостность, суверенность, то есть экономический, военный и политический потенциал страны; устойчивость ее развития, в том числе в долгосрочной перспективе; гуманитарная составляющая или та часть социальной ответственности, которую государство берет на себя. Важно отметить, что все эти «интересы» государства носят затратный характер.
Второй партнер — бизнес. Его неотъемлемые, первичные базовые интересы можно определить одним словом — прибыль, ее извлечение -единственная основополагающая цель любого бизнеса. В экономике, с одной стороны - «расходные» интересы (ответственности), а с другой, - «доходные» интересы и мотивации.
Плодотворное сотрудничество требует неукоснительного соблюдения ряда принципов, к которым относится: обеспечение объективности и беспристрастности судебной системы в деле защиты прав собственности; борьба с попытками использования государственного аппарата в целях реализации частных интересов в процессе экономической конкуренции; соблюдение равных условий инвестирования для всех категорий инвесторов и др.
Необходимы и определенные условия, соблюдение которых благоприятствует сотрудничеству, в их числе: наличие четко прописанного законодательства, обеспечивающего нормальное функционирование любого вида деятельности, поддерживаемого обществом в любой сфере экономики; законодательное установление механизмов и процедур принятия решений, в том числе механизмов согласительно-договорных отношений; контроль за деятельностью монополий, в частности, в сфере ценообразования; равенство перед законом всех субъектов экономической деятельности, в том числе и государственных организаций, а также руководителей независимо от занимаемых ими постов; открытость социально-экономической политики государства, контроль за действиями властей.
Отношения между государством и
частным капиталом должны быть сбалансированными.
Под этим, прежде всего, понимается
доверие, стабильные правила ведения
бизнеса и предсказуемость
Среди принципиальных основ партнерства нельзя забывать и о контролирующей роли гражданского общества, которое обладает полным правом проявить инициативу и сделать правотворческие, программные научно-экспертные разработки в помощь реальной власти и бизнесу, в развитии их конструктивных инициатив.
Основными законодательными формами партнерства являются договоры, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в определенных отраслях промышленности, реализации национальных проектов, развитии регионов и т.д.
Необходимость развития ГЧП в нашей стране обоснована в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, с которым он выступил 10 мая 2006 г.; развитию партнерства также уделено внимание в «Концепции административной реформы», утвержденной Правительством РФ на 2006-2008 гг. Взаимодействие государства и частного сектора в реализации различных проектов финансового, производственного и управленческого характера, несомненно, в последнее время усиливается. Например, заключено трехстороннее соглашение между администрацией Новосибирской области, ОАО «Аэропорт Толмачево» и инвестиционной группой «Промышленное развитие». Установившееся взаимодействие бизнеса и власти в рамках авиализинговой компании «Илюшин финанс К°» позволяет поддерживать отечественное авиастроение, наладить производство на Воронежском и Ульяновском предприятиях, являющихся по сути градообразующими. ГЧП является своего рода механизмом формирования региональных отраслевых кластеров, которые создаются в результате совместных усилий бизнеса и органов власти субъектов РФ. Примерами могут служить Самарский автомобильный кластер (г. Тольятти); автомобильный кластер, объединивший руководство Ленинградской области, заводы «Форд» и «Тойота». Первые шаги в сфере государственно-частного партнерства показывают перспективность данного вида экономической деятельности. Однако требуется дальнейшее развитие его механизмов по таким ключевым направлениям как активное вовлечение частного бизнеса в инновационные проекты государственного значения, развитие наукоградов; использование различных налоговых инициатив на федеральном и региональном уровнях для обеспечения заинтересованности в проектах; участие в стимулировании развития экспортных производств в России (например, частногосударственные инициативы по подготовке кадров для нужд предприятий—экспортеров).