Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание

Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

 

Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых.

 

Например, такие функции, как мотивация  и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации  выполняет работу, предусмотренную  проектом. Заключение договоров и  соглашений между работниками и  руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.

 

Наряду с вышеназванными можно  выделить и собственно сервисные  функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.

 

Для выполнения сервисных функций  создаются специальные органы и  учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

 

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

 

2.3 Система социального управления

 

 

В качестве основных элементов системы  социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами -- люди, способные к осуществлению программ, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

 

Социальное управление многосубъектно. Его субъекты -- не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.

 

Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно -- как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

 

Управляемыми субъектами выступают  группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.

 

Проект управленческой деятельности -- сложный идеальный образ, наличие  которого обусловливает организацию  деятельности, как самого субъекта управления, так и управляемых  субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект, представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта.

 

Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.

 

Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется  желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.

 

1. Виды управления и особенности социального управления

 

государственное управление менеджмент социальный

 

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации. Управление - это особый вид деятельности,превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

 

Управление предполагает властное воздействие на некоторый объект, называемый объектом управления. В  зависимости от ясности границ объекта управления различают: управление объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.

 

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие  воздействия, от круга людей, на которых  оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством; индивидуально-личностное управление; коллективное управление.

 

В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).

 

В зависимости от продолжительности  воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

 

В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).

 

В зависимости от способов, методов  управления различают: организационно-распорядительное управление, которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений; экономическое управления, основанное на побуждении экономических интересов тех людей, которые представляют собой объект управления; социально-психологическое управление

 

Социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в  обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

 

Социальное управление - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации.

 

Социальное управление основано на подчинении людей общим интересам.

 

Социальное управление имеет множественные  применения. Оно используется для: обеспечения  устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества.

 

2. Особенности государственного  управления и менеджмента в  бизнес-сообществе

 

 

 

Экономико-политическое взаимодействие основных экономических агентов  рыночного хозяйства — государства  и бизнеса - представляет собой совокупность определенных формальных и неформальных принципов, инструментов и институтов, обеспечивающих консолидацию усилий государства и частного капитала на институциональной основе соответствующих механизмов государственного регулирования национальной экономики, инфраструктурных и общественно значимых проектов .

 

Под государственно-частным партнерством (в западной литературе оно называется еще и частно-публичным) подразумевается  сотрудничество предприятий, организаций  бизнеса и государственных учреждений, а также региональных корпораций и государственных предприятий, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач .

 

Для эффективного развития партнерства  необходимо, чтобы усилия сторон были направлены не только на решение проблем, связанных с экономическими показателями (точнее, с экономическим ростом), но и с достижениями социальными - повышением благосостояния всех слоев населения, улучшением жизни страны в целом. Партнерство как взаимодействие предполагает единые или, по крайней мере, согласованные цели, за которыми скрываются интересы. Стремление бизнеса к собственному благополучию вполне естественно. Но при этом должны существовать правила, позволяющие увеличивать доход каждой бизнес-организации лишь в том случае, когда ее деятельность приносит пользу всему обществу. Такие правила, безусловно, вводят вполне определенные ограничения на разработку стратегий и тактики поведения как государства, так и бизнеса.

 

Первый партнер - государство. В  чем состоят его базовые интересы? Это - безопасность, территориальная целостность, суверенность, то есть экономический, военный и политический потенциал страны; устойчивость ее развития, в том числе в долгосрочной перспективе; гуманитарная составляющая или та часть социальной ответственности, которую государство берет на себя. Важно отметить, что все эти «интересы» государства носят затратный характер.

 

Второй партнер — бизнес. Его  неотъемлемые, первичные базовые  интересы можно определить одним  словом — прибыль, ее извлечение -единственная основополагающая цель любого бизнеса. В экономике, с одной стороны - «расходные» интересы (ответственности), а с другой, - «доходные» интересы и мотивации.

 

Плодотворное сотрудничество требует  неукоснительного соблюдения ряда принципов, к которым относится: обеспечение объективности и беспристрастности судебной системы в деле защиты прав собственности; борьба с попытками использования государственного аппарата в целях реализации частных интересов в процессе экономической конкуренции; соблюдение равных условий инвестирования для всех категорий инвесторов и др.

 

Необходимы и определенные условия, соблюдение которых благоприятствует сотрудничеству, в их числе: наличие  четко прописанного законодательства, обеспечивающего нормальное функционирование любого вида деятельности, поддерживаемого обществом в любой сфере экономики; законодательное установление механизмов и процедур принятия решений, в том числе механизмов согласительно-договорных отношений; контроль за деятельностью монополий, в частности, в сфере ценообразования; равенство перед законом всех субъектов экономической деятельности, в том числе и государственных организаций, а также руководителей независимо от занимаемых ими постов; открытость социально-экономической политики государства, контроль за действиями властей.

 

Отношения между государством и  частным капиталом должны быть сбалансированными. Под этим, прежде всего, понимается доверие, стабильные правила ведения  бизнеса и предсказуемость регулирования  и правоприменения.

 

Среди принципиальных основ партнерства нельзя забывать и о контролирующей роли гражданского общества, которое обладает полным правом проявить инициативу и сделать правотворческие, программные научно-экспертные разработки в помощь реальной власти и бизнесу, в развитии их конструктивных инициатив.

 

Основными законодательными формами партнерства  являются договоры, контракты, концессионные  соглашения о взаимодействии бизнеса  и государства в определенных отраслях промышленности, реализации национальных проектов, развитии регионов и т.д.

 

Необходимость развития ГЧП в нашей стране обоснована в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, с которым  он выступил 10 мая 2006 г.; развитию партнерства  также уделено внимание в «Концепции административной реформы», утвержденной Правительством РФ на 2006-2008 гг. Взаимодействие государства и частного сектора в реализации различных проектов финансового, производственного и управленческого характера, несомненно, в последнее время усиливается. Например, заключено трехстороннее соглашение между администрацией Новосибирской области, ОАО «Аэропорт Толмачево» и инвестиционной группой «Промышленное развитие». Установившееся взаимодействие бизнеса и власти в рамках авиализинговой компании «Илюшин финанс К°» позволяет поддерживать отечественное авиастроение, наладить производство на Воронежском и Ульяновском предприятиях, являющихся по сути градообразующими. ГЧП является своего рода механизмом формирования региональных отраслевых кластеров, которые создаются в результате совместных усилий бизнеса и органов власти субъектов РФ. Примерами могут служить Самарский автомобильный кластер (г. Тольятти); автомобильный кластер, объединивший руководство Ленинградской области, заводы «Форд» и «Тойота». Первые шаги в сфере государственно-частного партнерства показывают перспективность данного вида экономической деятельности. Однако требуется дальнейшее развитие его механизмов по таким ключевым направлениям как активное вовлечение частного бизнеса в инновационные проекты государственного значения, развитие наукоградов; использование различных налоговых инициатив на федеральном и региональном уровнях для обеспечения заинтересованности в проектах; участие в стимулировании развития экспортных производств в России (например, частногосударственные инициативы по подготовке кадров для нужд предприятий—экспортеров).

Информация о работе Социальное управление