Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание

Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

 

Главы администраций субъектов  Российской Федерации занимают посты  в результате выборов. Глава является должностным лицом самостоятельного органа государственной власти и не является должностным лицом вышестоящего органа власти. Глава администрации отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на территории данной, выполнение предвыборных обещаний.

 

Система органов исполнительной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя, федеральными законами и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

 

Основной особенностью организации  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  является двухуровневая система  правового регулирования, обусловленная  следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы .органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой, - федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

 

Органы исполнительной власти в  республиках РФ функционируют, как  правило, на основе одного из вышеперечисленных  вариантов.

 

1. Высший орган исполнительной  власти республики возглавляет  и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.

 

2. Высший орган исполнительной  власти имеет “двойную ответственность”: перед высшим должностным лицом  субъекта РФ и законодательным  органом субъекта федерации. Высшее  должностное лицо не является  главой исполнительной власти  непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

 

3. При коллегиальной системе  формирования и организации исполнительной  власти в парламентских республиках  исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

 

Структура республиканских органов  исполнительной власти характеризуется  большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.

 

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся: осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка; разработка бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечение его исполнения; разработка и представление на утверждение законодательного представительного органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчетов об их исполнении; формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.

 

Органами отраслевого управления в системе органов власти республик являются министерства.

 

В составе субъекта Российской Федерации  обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных  единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил (в связи с рассмотрением дела, поступившего из Удмуртской Республики) право республик создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. На одном уровне, т.е. параллельно, могут существовать органы государственной власти и местного самоуправления. Территориальные единицы иного уровня не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

 

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может произвольно  по каким-либо мотивам (превышение полномочий, нарушение прав граждан, отсутствие материально-технического обеспечения и т.д.) ликвидировать орган государственной власти административно-территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, так как это противоречило бы принципам разделения властей и разграничения полномочий.

 

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов  и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации  власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

 

Возглавляет систему органов  исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Состав администрации формируется главой администрации. Администрация выполняет следующие основные функции:

 

• разрабатывает и представляет на утверждение представительному  органу бюджет и обеспечивает его  исполнение:

 

• распоряжается и управляет  имуществом, относящимся к собственности субъекта Российской Федерации;

 

• разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной сферой;

 

• осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

 

• принимает в пределах своей  компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

 

Администрация состоит из главы  администрации, его заместителей, других подчиненных управленческих структур.

 

Губернатор сам возглавляет  непосредственно исполнительную власть, но может и не являться непосредственно главой областного или краевого правительства (администрации).

 

Наиболее типичное для большинства  краев и областей построение системы  органов исполнительной власти, когда  глава администрации руководит ее деятельностью на основе принципа единоначалия. Глава администрации своими постановлениями назначает и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей управлений, комитетов, отделов администрации, а другие работники назначаются и освобождаются от должностей приказами управляющего делами. Для осуществления своих функций глава администрации формирует аппарат главы администрации. Основные его функции -организационно-методическое руководство и анализ деятельности управлений, комитетов, отделов краевой, областной администрации, отраслевых объединений, действующих на территории области. Аппарат включает в себя заместителей главы администрации, управление делами, возглавляемое управляющим делами аппарата главы администрации, который состоит из отделов, секретариатов, секторов. В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов, которые работают под руководством соответствующих заместителей главы администрации.

 

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и  т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации, 2) управления, комитеты, отделы, и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

 

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

 

Проблемой является отсутствие единого  подхода к определению видов  органов власти на этом уровне. В  регионах имеются разные по наименованию органы. Так, в сфере образования в республиках это министерства, в областях и краях - департаменты, комитеты, главные управления или просто управления и т.д. Эти органы находятся в двойном подчинении: по вертикали они подчиняются соответствующему федеральному органу власти, а по горизонтали — главе краевой, областной администрации и входят в структуру администрации. Управления, комитеты и отделы краевой (областной) администрации имеют, как правило, в районах и городах края (области) подчиненные органы, образуя соответствующие системы управления отраслевого и межотраслевого характера в границах края (области).

 

 

 

6. Процесс разработки, принятия  и реализации управленческих  решений

 

 

 

Основанием для подготовки и  принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:

 

1) Необходимость исполнения предписаний  вышестоящих органов (органов  государственной власти и местного  самоуправления);

 

2) Необходимость осуществления  собственной исполнительно –  распорядительной деятельности, вытекающей  из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

 

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии  в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.

 

Сущность управленческих решений:

 

1. Организационная - состоит в  том, что к их разработке  и реализации привлекается персонал  организации. Значит, необходимо  сформировать работоспособный коллектив,  разработать инструкции, наделить  работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.

 

2. Технологическая - проявляется  в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.

 

3. Правовая - состоит в необходимости  точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.

 

Для процедуры разработки управленческого  решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить  следующие действия:

 

1. Оформить документацию о начале  выполнения работ с указанием  конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.

 

2. Разработчикам решения разъяснить  права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов  о начале выполнения работ по разработке решения.

 

3. Обсудить с разработчиками  неучтенные детали для успешного  выполнения работ. Акцентировать  внимание на важности задания  и значении его качественного  исполнения.

 

4. Установить соответствие решения  действующему законодательству и уставным документам организации.

 

Этапы принятия управленческого решения:

 

1. Постановка проблемы или задачи. На этом этапе необходимо выяснить, действительно ли существует  такая проблема. Если проблема  существует, ее надо точно сформулировать. Если проблема очень сложная, то имеет смысл разделить ее на ряд мелких проблем, решить которые будет легче.

 

2. Сбор информации о проблеме. После того как проблема сформулирована, необходимо собрать всю касающуюся  ее информацию. Этот этап очень  важен для принятия решения, поэтому, чем полнее собранная информация, тем обоснованнее решение. Эта информация включает в себя сведения: об источнике данной проблемы, о реальной ситуации, о сроках решения проблемы, о возможных исполнителях и ответственных за ее решение и др.

 

3. Подготовка решения. На этом  этапе происходит поиск возможных  вариантов решения проблемы, описание  последствий каждого решения  и оценка возможности (реальности) решений. Необходимо отыскать  все возможные решения данной  проблемы, в противном случае возрастает риск принятия неверного или неоптимального решения.

 

4. Выбор оптимального решения.  На данном этапе из всех  имеющихся вариантов решения  конкретной проблемы нужно выбрать  единственный, который должен быть  наилучшим (оптимальным). Критериями оптимальности того или иного варианта служат полнота решения проблемы, реальность реализации, минимальность затрат, а также отсутствие или минимальность вредных последствий для фирмы.

Информация о работе Социальное управление