Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение современных социальных и психологических аспектов инновационной деятельности, выявление их значимости при проведении нововведений.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
изучить сущность инновационной деятельности;
выяснить необходимость инновационной деятельности для предприятий;
рассмотреть организацию управления инновационной деятельность;
выявить причины сопротивления изменениям и нововведениям в организации;
выявить формы, методы и последствия внедрения инноваций.
Введение
Современный этап развития мировой экономики
характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает постоянные изменения в структуре и динамике общественных нужд и, как следствие, заостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а также улучшении их качественных характеристик. В этой связи стойкость экономического положения большинства субъектов хозяйствования в значительной мере определяется темпами и масштабами осуществления инновационной деятельности, которая разрешает своевременно и быстро реагировать на условия конкурентной борьбы, которые постоянно изменяются, путем использования разнообразных нововведений, обеспечивая более качественное и полное удовлетворения нужд рынка. Следовательно, актуальностью данной темы является то, что на современном этапе развития рынка инновационная составляющая является одним из главных критериев выживания фирмы.
Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. В настоящее время проблема инноваций в контексте социальной психологии особенно актуальна, но недостаточно разработана.
Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде общества, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок и т.д.
Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.
Стремление к новаторству – не столь экономическое явление, сколько психологическое. Если задуматься над тем, какие мотивы заставляют человека стремиться к достижению нового, созданию несозданного, осмыслению неосознанного обществом, то мы придем к выводу, что, в первую очередь, это – желание осмыслить своё существование, а уже потом известность, слава, власть, признание и деньги.
Инновационная политика – это стратегическое направление, как для предприятия, так и на государственном уровне. Наряду с существующими стимулами, такими как гранты, стажировки и стипендии, государство должно больше внимания уделять исследованиям в области социальной психологии. Стимулирование станет менее дорогостоящим, а будущий эффект непременно покроет затраты на исследовательскую деятельность. Психологическое влияние должно перейти из интуитивной формы в научную в той степени, в которой это возможно осуществить. Но, к сожалению, в Украине сегодня не решена проблема даже экономической составляющей стимулирования.
Целью данной работы является рассмотрение современных социальных и психологических аспектов инновационной деятельности, выявление их значимости при проведении нововведений.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- изучить сущность инновационной деятельности;
- выяснить необходимость инновационной деятельности для предприятий;
- рассмотреть организацию управления инновационной деятельность;
- выявить причины сопротивления изменениям и нововведениям в организации;
- выявить формы, методы и последствия внедрения инноваций.
Объект исследования данной работы - инновационные процессы, которые происходят в организации.
Предмет исследования – социально-психологические особенности инновационных процессов.
1. Основные аспекты содержания инновационной деятельности
1.1. Общая характеристика инновационной деятельности
Понятие «инновация» появилось в научных
исследованиях в XX в. и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации жизнедеятельности, в том числе производства). Инновации являются результатом деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящий к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности: определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически и морально. В процессе инновационной деятельности при преодолении инерции сложившегося порядка обычно возникает проблема последствий — ожидаемых, желаемых и вредных [4, с.10].
.Современная украинская экономика все еще характеризуется, как неустойчивая, с большим показателем риска и неблагоприятная для иностранных инвесторов. Основными причинами данного явления можно определить:
- незавершенность экономических преобразований;
- слабость рыночных инструментов экономики;
- сохранение экономических отношений с внешним миром, основанный на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов;
- возрастание неравномерного развития регионов;
- катастрофический спад производства;
- отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированного на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;
- ориентация развития украинской экономики не на активацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику.
Последний аспект в большей степени влияет на развитие украинской экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть не целью функционирования большинства украинских социально-экономических систем всех уровней иерархии, а средством резкого роста количества и эффективности инноваций и повышения за счет этого благосостояния людей.
Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент – управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений [9].
Основная задача инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и
управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте [3].
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
- собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
- товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
- инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
- соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:
- во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
- во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.
Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности [10].
1.2. Организация управления инновационной деятельностью
Успешность внедрения инноваций в производственный процесс во многом зависит от понимания роли и значения инновационной деятельности. Усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии (табл.1.1).
Таблица 1.1
Влияние интенсивности и масштабов нововведения на организационную структуру управления
Интенсивность и масштабы нововведений | Организационные нововведения |
Освоенная
продукция
Освоенная технология Освоенный рынок |
Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации |
Новая
продукция
Освоенная технология Освоенный рынок |
Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа |
Освоенная
продукция
Освоенная технология Новый рынок |
Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта |
Новая
продукция
Освоенная технология Новый рынок |
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей |
Новая
продукция
Новая технология Освоенный рынок |
Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта |
Новая
продукция
Новая технология Новый рынок |
Новое направление
хозяйственной деятельности требует
совершенно новой организации в
форме подразделения с |
Информация о работе Социально-психологические особенности инновационного процесса