Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 21:40, курсовая работа
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик.
Вопрос художественной ценности, как и самой природы эстетического, в исследованиях как правило не поднимался
1. Введение.
2. Кодификация как система принципов разделения.
3. Стиль high-pop как продукт взаимодействия элитарной и массовой культур.
4. “Чистый” вкус и популярная эстетика.
5. Взаимосвязь эстетической диспозиции и специфического вида капитала.
6. Заключение.
7. Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
ОЗО
Курсовая работа
на тему:
«Социальные
факторы формирования художественного
вкуса»
Выполнила: студентка 5 курса
факультета социологии и политологии
Ткачева Жанна Алексеевна
Проверила: доктор социологических наук,
профессор Южного федерального университета
Мостовая
Ирина Владимировна.
г. Ростов-на-Дону
2010г.
План:
Введение
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик.
Вопрос художественной ценности, как и самой природы эстетического, в исследованиях как правило не поднимался. Более того, эстетическое считалось характеристикой, естественно присущей высокому искусству, доступному в основном элите. Однако, десакрализация этого понятия, выводы о зависимости художественного чувства, суждения и оценки от материальных условий, в свою очередь зависящих от существующих в социуме властных отношений, позволили формулировать эстетическое в социологических терминах. Суждение никогда не может быть чисто эстетическим, то есть обусловленным одним только чувством прекрасного; оно является специфическим способом социальной дифференциации. Это становится особенно очевидным благодаря анализу такого феномена, как high-pop - переплетения "высокой" эстетики и коммерции в массовой культуре, а также при формировании художественного вкуса у индивидов, принадлежащих к различным социальным слоям.
Известный
французский социолог Пьер
Строение художественного потенциала личности определяется системой ее художественных потребностей, которые проявляются через интересы, мотивы и цели в
структуре ее художественной деятельности. В строении художественного потенциала
личности художественные
потребности выступают как
и творчества, художественные знания и вкусы. Говоря о восприятии вообще и о художественном восприятии в частности, нужно отметить, что оно всегда "фильтруется" через заранее заданные коды, которые перерастают в культивированную способность восприятия. Таким образом, восприятие — это "форма культурной дешифровки", которая распределена в обществе неравномерно. Наиболее важные статусные позиции и способность выполнять наиболее сложные задания принадлежат в обществе тем, кто овладел необходимыми кодами. Эти коды формируют культурное достояние любого общества, богатство, владеть которым могут только те, кто имеет для этого символические средства. Передача этих кодов осуществляется через семью и школу, а поскольку эти институты имеют неравный доступ к наиболее ценным культурным кодам, то они, по словам Бурдье, передают "социально обусловленное неравенство в культурной компетентности".
Социальное пространство и
Художественный
вкус, несмотря на свое эстетическое
происхождение, является одним
из таких индикаторов
2. Акт расшифровки произведения искусства, его спонтанное и адекватное "понимание" возможны и эффективны только в том случае, когда культурный код, который делает акт дешифровки возможным, полностью усвоен наблюдателем (в форме культивируемой способности или наклонности), сливается с культурным кодом, который сделал возможным данное произведение. Культурный код автора должен совпадать с культурным кодом воспринимающего. Когда эти специфические условия не возможны, возникает непонимание. Иллюзия непосредственного понимания ведет к иллюзорному пониманию, основанному на ошибочном коде. Не признавая же, что произведения закодированы, и закодированы неким определенным кодом, мы бессознательно применяем код, который работает для повседневного восприятия, для дешифровки знакомых объектов к произведениям иных традиций. Невозможно восприятие, в котором не присутствует бессознательный код. Очень важно отказаться от мифа о свежем взгляде, который считается добродетелью, дарованной "безыскусностью" и "невинностью". Одна из причин, почему менее образованные читатели или зрители в наших обществах так склонны требовать реалистического изображения, заключается в том, что, будучи лишенными специфических категорий восприятия, они не могут применять к произведениям высокой культуры, никакой другой код, кроме того, который дает им возможность восприятия объектов повседневного окружения как значимых. Минимальное и непосредственное понимание, доступное самому простому наблюдателю и дающее ему возможность узнать "дом" или "дерево", все равно предполагает соглашение, разумеется, бессознательное, между художником и зрителем относительно того, что считать реалистичным в ту или иную историческую эпоху.
Теория
спонтанного восприятия
Степень художественной компетентности агента измеряется степенью, в которой он владеет набором инструментов для апроприации (усвоения-присвоения) произведения искусства, доступного в данное время, то есть интерпретационных схем, являющихся предпосылкой для приобретения художественного капитала. Или, другими словами, условием для расшифровки произведений искусства, предложенной данному обществу в данное время.
Художественная компетентность, предполагающая наличие художественного вкуса, может быть условно определена как предварительное знание возможного деления на взаимодополняющие классы универсума репрезентации
Художественная
компетентность определяется
Художественный код, как
3. Общепринятые стереотипы таковы, что различные социальные классы используют разные типы искусства. Высший класс посещает музеи и слушает классическую музыку в концертных залах. Представители низших слоев смотрят телевизор и слушают поп-музыку по радио. Посередине находится средний класс. Очевидно, что никто не хочет показать, что не обладает изысканным и культивированным вкусом. И, тем не менее, лишь его наличие позволяет понимать высокое искусство, а обладающие им индивиды встречаются в основном в высших слоях общества.
Разумеется, такие стереотипы обозначены гораздо резче, чем соответствуют современной реальной ситуации. Однако же теория культурного участия, например, рассматривает художественный вкус и связанное с ним потребление определенной культурной продукции как средство установления социального членства и конструирования и поддержания социальных сетей, которые обеспечивают доступ к материальным и символическим благам.
На сегодняшний момент некой “золотой серединой” можно назвать вышеуказанное явление high-pop, характеризующееся переплетением высокого и популярного стилей.
В истории
взаимоотношений элитарной/
Вторую стадию можно назвать сакрализацией культуры. Согласно П. Димаджио и
Л. Левину,
эта стадия начинается во второй половине
XIX века с выделения двух культурных
арен: популярной и элитной. Димаджио
анализирует, как идея высокого искусства
была институционализирована в XIX веке
в Бостоне. Социальная и политическая
элита города, бостонские «брамины»,
столкнулись в этот период с серьезным
политическим вызовом со стороны
иммигрантов, особенно ирландских американцев.
Брамины утратили политическую власть,
но взамен основали культурную базу собственного
высокого статуса путем организации
Бостонского музея
Информация о работе Социальные факторы формирования художественного вкуса