Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 21:40, курсовая работа
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик.
Вопрос художественной ценности, как и самой природы эстетического, в исследованиях как правило не поднимался
1. Введение.
2. Кодификация как система принципов разделения.
3. Стиль high-pop как продукт взаимодействия элитарной и массовой культур.
4. “Чистый” вкус и популярная эстетика.
5. Взаимосвязь эстетической диспозиции и специфического вида капитала.
6. Заключение.
7. Литература.
Димаджио
исследует так же и другие подобные
организации, и по сей день доминирующие
в американской культурной жизни, –
Филадельфийский музей
Таким образом, данная ситуация иллюстрирует начало пути создания «модели высокой культуры», отделения ее от «профанной» сферы – как от не восприимчивой к ней публики, так и от популярной культуры. Балет, театр, опера также усвоили подобную институциализированную «модель высокой культуры», но произошло это позднее, чем в случае музеев и оркестров, – в первые четыре десятилетия XX века.
Исследования оперы позволяют сделать вывод, что нынешняя популяризация ее, обращение ее в продукт массовой культуры – отнюдь не новый и уникальный феномен. Опера была «популярной» изначально, она пользовалась успехом у самой широкой аудитории – пока ее не «сделали непопулярной». Опера стала частью легитимной культуры, которая содержала идеологическое оправдание новой иерархии вкусов. «Модный вкус» в условиях отсутствия четких границ в культуре не только не был воплощением культурной власти, но и рассматривался как признак снобизма, вульгарности и недемократичности. И лишь когда элита подчинилась четко артикулированной идеологии, воплотившейся в таком отборе и репрезентации искусства, которые радикально отличались от коммерческих, утвердилось широкое (и легитимизированное!) понимание культуры именно как иерархической.
Один из наиболее важных моментов процесса легитимизации, как любого действенного идеологического маневра, – это натурализация иерархии вкусов, обращающая исторически обусловленное в нечто естественное, существовавшее всегда или данное свыше. В оборот была введена иллюзия того, что произведение высокого искусства изначально создавалось для оценки его именно в той манере, которая была в XIX веке воспринята в определенных кругах, а именно с благоговейной, почтительной, дисциплинированной серьезностью.
Если
в XIX веке пьесы Шекспира, до этого
пользовавшиеся широкой известностью
и любовью среди любых слоев
общества и занимавшие одно из первых
мест в театральных репертуарах,
были введены в ранг «сакрального»
и объявлены слишком сложными
для понимания «простого
Что касается
популярной культуры, то, по мнению исследователей,
она была институциализирована позже,
после того, как высокое искусство
было выведено за пределы «всего остального»
и обозначено как таковое. Только
после этого создатели и
Четко
установленная иерархия вкусов оставалась
относительно стабильной приблизительно
до конца 1950-х годов, когда отношения
между высоким и массовым искусством
вступают в третью стадию – наступает
эпоха поп-арта, сигнализирующая
о неудовлетворенности и все
растущем презрении к сакральности
культуры. Поп-арт раскрыл «перегруженную
произвольность» данных бинарных оппозиций.
Поп-арт стал частью взрывного консюмеризма,
начавшегося в послевоенном мире.
Консюмеризм – эта «драма обладания»
– обозначил неотделимость
Десакрализация культуры, начавшаяся в поп-арте, прежде всего в США и Англии, бросила вызов четкой разделенности сфер художественного и коммерческого. Направленность атаки была ясно определенной: поп-арт стремился проникнуть в сферу легитимной культуры. Другими словами, профессиональные художники использовали образы и тематику поп-культуры, создавая произведения для музеев.
Возникший в 1990-х годах феномен high-pop имел противоположную динамику. Он знаменует собой четвертую фазу в непростой истории отношений высокой и массовой культуры, хотя, безусловно, не является единственным и уникальным процессом. Прежние формы как сакрализации, так и десакрализации культуры продолжали существовать и в 90-х, и существуют и по сей день. Но феномен high-pop интересен тем, что он трансформирует высокую культуру в массовую. Он связан с присвоением культурных удовольствий элиты самыми разными социальными слоями, причем не отдельных ее черт, но общего протокола демонстрации вкуса и социальных различий. Если поп-арт был рожден в ту эпоху, когда консюмеризм находился в поисках собственного стиля и легитимации, ибо беспрецедентное количество людей стали приобретать дома, машины и прочее, то high-pop – стиль того времени, когда приобретение товаров становится чем-то естественным, общим местом, но при этом характеристикой, прочно увязанной с субъективной идентичностью. Взаимоотношения между идентичностью и потребительским выбором имеют в последнее время гораздо более сложную семиотическую артикуляцию, чем это было ранее. Они оформляются в сложных трансакциях внутри знаковой системы, создаваемой производителями и потребителями на материале избыточного товара.
Возникает вопрос - high-pop – это популяризация элитного вкуса или нечто другое? Стоит обратиться сначала к широко известным понятиям культурного капитала, габитуса и различия, которые ввел Пьер Бурдье. Французский социолог убедительно демонстрирует, как фундаментально разнятся вкусы у представителей различных классов. При этом само знание и способность разбираться в искусстве являются одной из мощнейших маркировок статуса. Художественный вкус – это одно из оснований культурного капитала, включающего знания о высоком искусстве и культуре, придание высокой ценности знанию как таковому, умение говорить со знанием, позитивное отношение к обучению в школе, способность отвечать ожиданиям учителей в плане стиля речи, письма и поведения. Бурдье стремился понять, как в контексте заявленного всеобщего равенства образовательной системы капиталистического государства классам удается воспроизводить самих себя. Он показывает, связывая понятие культурного капитала с понятием габитуса, как через процесс социализации в семье дети интернализируют формы классовых условий и условностей. Габитус – это способ мыслить, который закладывается в процессе социализации и основывается на классовой позиции. Интернализованный габитус – это то, что человек проносит через всю жизнь и что всегда выдает его социальное происхождение независимо от ситуации. Через посредство культурного капитала, который очень сильно разнится от класса к классу, элиты добиваются двух вещей, а именно поддерживают невидимые границы между собой и низшими классами и передают классовые отличия из поколения в поколение. Это означает, что при наличии даже двух одинаковых дипломов и прочих равных обстоятельствах более высокооплачиваемое место, например, будет предложено тому, кто демонстрирует нужный статус через посредство стиля, культивированного вкуса, способности чувствовать себя своим на выставках, концертах или в опере, то есть именно в местах развлечений элиты. Посещение музеев доступно всем, более того, музеи имеют сопроводительные надписи, экскурсионные программы, то есть эксплицитно заявляют об общедоступности искусства, тогда как имплицитно их посещение предполагает постоянный, начатый в самом раннем детстве процесс ознакомления с искусством.
Тот, кто не был включен в него, чувствует себя посторонним, и никакая сиюминутная информация не в состоянии изменить эту ситуацию.
Однако в настоящее время культурный капитал не является более единым золотым стандартом культурной оценки. Мнения многих исследователей совпадают в том, что шкала ценностей не универсальна, она зависит не только от классовой принадлежности, но и от возраста, пола, регионального местоположения и т.д. То, что в последние десятилетия различия между высокими и низкими формами искусства теряют свою резкость, происходит благодаря, в частности, таким факторам, как повышение уровня образования среди населения, художественные движения (поп-арт), которые откровенно заимствуют из популярной культуры, утверждение социальными и этническими меньшинствами собственных форм искусства как заслуживающих уважения и внимания, свойственное постмодерному дискурсу сомнение в гранд-нарративе, включая сюда понятие «великих работ», сдвиг в сторону большей коммерциализации финансирования некоммерческих культурных организаций и даже включение в жанр высокой культуры искусства аутсайдеров (например, душевнобольных людей).
Это отнюдь не означает, что власть культурного капитала в ситуации постмодерн полностью исчезла – к примеру, современные исследования публики музеев подтверждают исследования Бурдье 60-х - 70-х годов: опыт посещения музеев остается отчужденным, если субъект не имеет определенной степени знакомства с искусством, которое начинается с детства. Власть культурного капитала, безусловно, существует, но исчезло главенство любого единого культурного стандарта. Не существует единой иерархии ценностей, обеспечивающей и описывающей все существующие культурные различия. Теория Бурдье хорошо соответствует ситуации, когда культура классов достаточно однородна, когда она вполне определенно может быть описана в демографических терминах возраста, расы, гендера, экономического класса. Нigh-pop же бросает вызов подобной гомогенности. Картография вкуса изменилась, и вкус следующим образом оказывается связанным с социальной идентичностью.
Сейчас много говорится о том, что основной характеристикой субъективной идентичности в эпоху постмодерн становится «колебание», неопределенность, маргинальность. Стабильная самоидентификация утрачивается, замещаясь размытой или изменчивой идентичностью. Субъект выражает не то, чем он является «в действительности» – «негром, женщиной, гомосексуалистом, протестантом и т.д.», а скорее общий эффект потерянности, в настоящее время любым идентификациям свойственный. Масс-медиа позволяют идентификацией играть, виртуализируя и отчуждая реальный статус субъекта. Утверждается, что основным дифференцирующим фактором в социуме становится не уровень жизни, как это установилось в период модернизации, но стиль жизни. Характеристики социального статуса – уровень дохода, образования, престиж профессии – замещаются степенью стилизации потребления, знания, профессиональной деятельности. Стиль – это единая система образов, в которую превращается потребление, знание и профессия. При близких уровнях дохода, образования, профессионального престижа, характерных для средних слоев модернизированного общества, способность создавать и поддерживать имидж становится решающим фактором поддержания статуса. Соотношение статусов и связанные с ним неравенства нестабильны и зависят от сиюминутной привлекательности образов, создаваемых в процессе индивидуальной или групповой стилизации. И тот, кто успешно манипулирует образами, кто вовлечен в этот процесс, с большей вероятностью приобретает более высокий социальный статус, а, следовательно, пользуется большими материальными и символическими благами.
В этих
условиях демонстрация вкусовых предпочтений
– один из наиболее очевидных способов
обозначить собственный статус и
идентичность. Индивидуальный вкус становится
эксплицитной ценностью философии
консюмеризма, где главным приоритетом
является культивирование
Однако
же идеология вкуса в настоящий
момент точно так же укоренена
в модернистский дискурс
поп-звезды,
выставки, кино и представления –
блокбастеры, киноадаптации классики,
доступные каждому через
Информация о работе Социальные факторы формирования художественного вкуса