Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 21:40, курсовая работа
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик.
Вопрос художественной ценности, как и самой природы эстетического, в исследованиях как правило не поднимался
1. Введение.
2. Кодификация как система принципов разделения.
3. Стиль high-pop как продукт взаимодействия элитарной и массовой культур.
4. “Чистый” вкус и популярная эстетика.
5. Взаимосвязь эстетической диспозиции и специфического вида капитала.
6. Заключение.
7. Литература.
high-pop, одинаково
эффективная в оформлении
Высокое искусство – это власть, власть в той степени, в какой умение разбираться в нем разводит субъектов по разные стороны символических баррикад. Художественный вкус, как и институциализация высоких форм искусства, характеризуется определенным историческим моментом и соотнесен со статусным порядком в обществе. Искусство является частью социальной системы, и, помимо источника эстетического удовольствия, оно представляет собой ресурс, позволяющий социальным группам устанавливать и поддерживать символические границы между собой и другими. Это означает, что художественный вкус – способность делать определенные выборы – не может рассматриваться как чисто индивидуальное явление; в случае high-pop, например, он подчиняется (в том числе) сложной игре элитарности/доступности, идеологии консюмеризма, где основным механизмом является культивирование индивидуальности через постоянное удовлетворение и формирование желаний, связанных с образом собственного Я.
Главное, на мой взгляд, в вопросе взаимодействия элитарной и массовой культур и их влияния на социум является, пожалуй, уход от упрощенных представлений этих явлений.
В. Грисвольд, к примеру, разработала модель взаимодействия искусства и социума, получившую название "культурного алмаза". "Культурный алмаз" имеет четыре
вершины: произведения искусства, его создатели, аудитория (потребители) и общество. Каждая из вершин связана с тремя остальными. Чтобы исследовать произведение
искусства социологически,
в расчет необходимо принимать все
имеющиеся типы связей. "Культурный
алмаз" - это эвристическая модель, стремящаяся
привлечь внимание к необходимости синтетического,
одновременного видения проблемного поля,
а, значит, обеспечить большую объективность
исследований, основанную на “мозаичном”
подходе.
4. Популярная реакция — это прямая противоположность отстранению эстета, который даже когда он обращается к какому-то объекту популярного вкуса (вестернам, комиксам), устанавливает дистанцию, путем смещения фокуса с содержания на форму, на специфически художественные эффекты, которые можно оценить только в сравнении с другими произведениями. Одним словом, эстет всегда классифицирует. Эстетическая теория представляет незаинтересованность, как единственный способ признать произведение искусства как таковое, как автономное. В результате мы часто забываем, что эти качества означают отказ от сопереживания, от серьезности восприятия.
Так, Вирджиния Вульф проводит условную, но все же четкую граница между двумя классами произведений художественной литературы: теми, которые пробуждают чувство неудовлетворенности и желание изменить что-то в своей жизни (к таким авторам писательница относит А. Беннета, Г. Уэллса, Д. Голсуорси) и произведениями типа "Тристрам Шенди" Л. Стерна и "Гордость и предрассудки" Д. Остин, которые самодостаточны и не вызывают никаких других желаний, кроме желания их перечесть.
Вкус
к усложнению формы и
Социологические исследования
В
популярной эстетике
Эстетика, основывающая
оценку на информативном,
Отказ
от незначительного или
Для
утонченного вкуса форма
5. Если продолжать рассматривать художественный вкус применительно к теории капиталов П.Бурдье, то можно обнаружить связь между образовательным капиталом и способностью оценивать произведение искусства вне зависимости от его жизненного содержания. Дело в том, что художественное образование дает нам языковые средства для выражения своего мнения о произведении. Но дело еще и в том, что эстетическая диспозиция зависит от материальной независимости человека, оттого что культурный капитал является принадлежностью экономически независимых категорий населения. Эстетическая диспозиция исключает всякую наивную или чисто этическую реакцию, чтобы сосредоточиться исключительно на способе репрезентации, стиле и т.д. В таком виде она является аспектом общего отношения человека к миру и к другим, своеобразным жизненным стилям. Этот социологический вывод Бурдье вряд ли применим к российской культурной ситуации, для которой характерен разрыв между культурным и экономическим капиталом ее носителей, что ведет к тому, что культурный капитал начинает выполнять компенсаторную функцию. Многочисленные примеры того мы видим как в советской, так и в постсоветской действительности (посещение выставок, театров, концертов классической музыки, лекториев, приобретение интеллектуальной литературы). В то же время новые обладатели экономического капитала также стремятся приобрести культурный капитал, но делают это нередко как типичные культурные потребители, как хорошо платящие туристы, на время вторгающиеся в страну высокого искусства. Материальное или символическое потребление — это одно из проявлений той легкости, которая создается отсутствием экономической зависимости. По мере того, как увеличивается дистанция от экономической зависимости, жизненный стиль становится продуктом того, что называется стилизацией жизни, которая организует самые разные практики: и эстетические и бытовые (вплоть до интерьеров домов, стиля в одежде и т.д.)
При равном уровне образовательного капитала разница в художественной компетентности определяется социальным происхождением. Культурная (или языковая) компетентность определяется условиями ее приобретения, которые представляют собой определенный фирменный знак. Важны не только различия в компетентности, но и манера их применения, выявляющая различные способы их приобретения. Манеры — это символическая манифестация, чье значение и ценность зависят как от воспринимающих, так и от производителя. Манера пользования символическими товарами составляет один из ключевых признаков высокого или низкого вкуса.
Приобретение культурного капитала может осуществляться двумя способами. Можно приобщаться к нему путем раннего спонтанного обучения в семье, расширяя его затем в ходе образования. С другой стороны, существует позднее упорядоченное сознательное обучение, создающее особое отношение к языку и культуре. Компетенция знатока, бессознательное владение инструментами постижения искусства, так же как искусства мысли или искусства жизни, не может быть передано исключительно понятиями и предписаниями. Знаток искусства часто не может сформулировать принципы своего суждения. Все институционализированное обучение предполагает известную степень рационализации, которая влияет и на отношение к воспринимаемым произведениям. Формальное образование обеспечивает способы выражения, которые выводят практические предпочтения на уровень квазисистематического дискурса и организуют их вокруг четко сформулированных принципов. Таким образом достигается символическое господство над практическими принципами вкуса. Те, кто уже обладает чувством красоты, получают принципы, понятия, формулы вместо импровизации, но прежде всего рациональное преподавание искусства встает на место непосредственного опыта, предлагая решения тем, которые хотят компенсировать потерянное время.
В то же время
образовательные учреждения могут хотя
бы частично сгладить нехватку культурного
опыта у тех, кто не получает его в своей
социальной среде. Несомненно, эта идея
зиждется на идеализированной модели
образования, которая редко реализуется
на практике, несмотря на разницу социокультурных
контекстов. Преподавания предметов так
называемого художественного цикла ничуть
не способствует формированию "культурного
капитала" у тех, кто им не владеет изначально.
И это несмотря на формальное признание
важности художественного образования,
на весьма ценные практические и теоретические
разработки, на ряд успешных экспериментов,
общий уровень культурной компетентности
снижается, что подтверждается данными
социологических исследований среди школьников.
Информация о работе Социальные факторы формирования художественного вкуса