Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Основной целью данной работы является отражение реального уровня воздействия средств массовой информации на формирование у населения политических взглядов, общественно-политической активности и степени доверия различным видам СМИ. Задачами данного исследования являются:
1.Анализ литературы и теоретического материала по данной тематике.
2.Изучение рейтинга основных средств массовой информации.
3.Определение степени доверия населения к различным видам СМИ.
4.Изучение уровня политической активности населения.
5.Оценка отношения населения к конкретным видам средств массовой информации и степени удовлетворенности качеством предоставляемой информации.
Введение. 3
1. Основные теоретические концепции исследования роли СМИ в трансформирующемся обществе. 8
2. Социальная сущность СМИ. 12
3. СМИ как инструмент политической манипуляции общественным мнением. 16
Заключение. 21
Список используемой литературы: 23
Приднестровский Государственный Университет
им. Т.Г. Шевченко
Институт истории, государства и права
Кафедра
теории и методологии
социологии
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«СОЦИАЛЬНАЕ
ФУНКЦИИ СМИ В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
ОБЩЕСТВА»
Научный руководитель:
Доктор философских наук,
профессор
Чугуенко В.М.
Тирасполь
– 2010.
Содержание
Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями в разных странах мира.
Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше сказанного становиться ясно, что социологу – исследователю просто необходимо знать все процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного мнения, идеологии.
Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы, и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.
Именно та огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса.
В Конституции ПМР (Ст. 28) закреплена одна из важнейших гарантий свободы печати и средств массовой информации: «Средства массовой информации не подвергаются цензуре» (5, 44), и «вмешательство в деятельность СМИ со стороны государственных организаций, их руководителей, и общественных организаций, а также цензура запрещается» (4).
Но
экономические проблемы СМИ, делают
их лакомой добычей для
Возросшие технические возможности СМИ и их демократия способствовали проникновению СМИ в политическую сферу и превращению их в важнейший инструмент политической борьбы. Все эти факторы и обусловили выбор мною данной темы. Основной целью моей работы стало изучение и анализ механизмов влияния СМИ на электорат.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации как одного из наиболее существенных факторов влияющих на формирование общественного мнения, на повышение политической культуры населения. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение.
Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства (12, 124).
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г.Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде (1, 173).
Подобное изучение опыта взаимодействия власти, общества и СМИ поможет по-новому взглянуть на роль СМИ в политическом процессе, а также выявить наиболее благоприятные условия для эффективного влияния СМИ на политический процесс.
Основной целью данной работы является отражение реального уровня воздействия средств массовой информации на формирование у населения политических взглядов, общественно-политической активности и степени доверия различным видам СМИ. Задачами данного исследования являются:
В соответствии с задачами, предметом исследования является уровень воздействия средств массовой информации на общественно-политическое мнение и политическую активность населения.
Следует предположить, что для современного приднестровского общества характерен высокий уровень воздействия на общественно-политическое мнение и политическую активность со стороны СМИ; а уровень воздействия средств массовой информации на общественно-политическое мнение определяется степенью доверия к СМИ и политической активностью проявляемой населением.
Степень разработанности проблемы. В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно общетеоретический характер. Более того, проблемы деятельности СМИ, как правило, рассматриваются не столько как составная часть общеполитического процесса, сколько как ее иллюстративная составляющая. Такие подходы, разумеется, имеют право на жизнь. Можно сказать даже, что они служат достаточно убедительной аргументацией в доказательствах разного рода научных инвектив, но недостаточно для углубленного «внутрисистемного» анализа СМИ.
Наиболее активное и основательно с точки зрения теории массовых информационных процессов проблема рассматривается в работах отечественных ученых в области социологии, в том числе социологии СМИ: Ф.Бурлацкого, А. Бутенко, Е. Коробейников, Е. Прохорова, Ж. Тощенко (10).
В то же время в работах многих авторов, опубликованных до 90-х годов, проблемы хотя и рассматриваются в тесной привязке к реалиям, однако эти реалии в основе своей ушли в прошлое и руководствоваться теоретическими и особенно практическими выводами следует весьма и весьма осторожно: лишь отдельные из названных авторов начали переосмысливать свои теоретические постулаты в соответствии с изменившимся политическим и правовым статусом СМИ постперестроечного периода.
Если
говорить об ученных, специально исследующих
проблемы массовых информационных процессов,
то среди них наиболее известны работы
таких отечественных
Среди исследователей, занимающихся проблемой изучения влияния СМИ на общество и властные институты, существуют различные подходы к анализу роли СМИ в современном политическом процессе.
В
Приднестровье, в условиях непризнанности
нашего государства, экономической
блокады, СМИ также выполняют
ярко выраженную интегративную функцию,
что приближает интересы общества к
интересам государственной
Актуальность исследования вопросов деятельности средств массовой информации на постсоветском пространстве диктуется сложившейся ситуацией, условиями глубокого социально-политического и экономического кризиса в которых они ведут свою деятельность. С учетом изложенного социологический анализ деятельности СМИ как составную часть СМК, требует использование различных методологических концепций и теорий при их исследовании. Существуют множество теорий, концепций по исследованию средств массовой информации, далее представлены основные из них.
Классическая парадигма СМК, основанная американским политологом Г. Лассуэллом в 1948г., базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает). В социальной коммуникации доминирующим является коммуникативный аспект, а информационно-содержательный элемент выполняет вспомогательную функцию, т.е. в осуществлении социальных коммуникаций важно знать не только о том, что используется, но и о том, кто участвует во взаимодействии, как используется информация и связи, кому адресуется информация и куда направлены коммуникативные связи (7, 8).
Советская социологическая школа разработала теорию массовой коммуникации как вида социального обращения. Одним из ее постулатов является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Наряду с изучением духовной деятельности и общественного мнения, большое внимание уделялось идеологической пропаганде. Наиболее существенными исследованиями социального аспекта массовой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Грушина – изучалось влияние СМИ на формирование массового сознания и общественного мнения (2). Под руководством Б.М. Фирсова были проведены исследования главным образом на материале телевидения.
Структурно-функциональные направления превратились в стройную теорию благодаря Т. Парсонсу и Р. Мертону. Согласно Р. Мертону все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом не рассматриваются, а СМИ были предоставлены им как самоорганизующая и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических рамок. Согласно Т. Парсонсу, каждая социальная система имеет предпосылки адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства и сохранения структуры (6, 185). Еще Г. Спенсер считал, что каждая структура может существовать только в рамках целостности. Общество, с точки зрения структурных функционалистов, складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. В коммуникативистике структура и функции массовой коммуникации рассматриваются с позиции системного подхода.
В соответствии с этой концепцией выделяют три основные функции коммуникативного процесса в обществе. Это контроль обществом состояния окружающей среды для предупреждения возможных разрушений в экологической системе; это поддержание взаимосвязей общества и природы; это сохранение и передача следующим поколениям социально-культурного наследия. Структуралистические идеи и методы в коммуникативистике основаны на сравнительном анализе механизмов передачи и усвоении информации в природных, общественных и автоматизированных технических системах (6, 190).
Авангардистское направление в исследовании средств коммуникации является деконструктивизм. Некоторые авторы называют его постструктурализмом, поскольку его теоретические построения зиждется на трансформированной методологической основе структурализма. Деконструкционалисты выступают против авторских прав, мотивируя это тем, что так ограничивается творческий процесс. Они поддерживают идею вседозволенности и свободной реинтерпретации.
Информация о работе Социальные функции СМИ в политической сфере общества