Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Основной целью данной работы является отражение реального уровня воздействия средств массовой информации на формирование у населения политических взглядов, общественно-политической активности и степени доверия различным видам СМИ. Задачами данного исследования являются:
1.Анализ литературы и теоретического материала по данной тематике.
2.Изучение рейтинга основных средств массовой информации.
3.Определение степени доверия населения к различным видам СМИ.
4.Изучение уровня политической активности населения.
5.Оценка отношения населения к конкретным видам средств массовой информации и степени удовлетворенности качеством предоставляемой информации.
Введение. 3
1. Основные теоретические концепции исследования роли СМИ в трансформирующемся обществе. 8
2. Социальная сущность СМИ. 12
3. СМИ как инструмент политической манипуляции общественным мнением. 16
Заключение. 21
Список используемой литературы: 23
Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическим методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимо для подкупа или успокоения многочисленных политических противников. Очевидно, что СМИ является основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладает богатым и фактически неограниченными ресурсами возможностями воздействия на массовое сознание.
Но с другой стороны человек сам «покупает свое мнение», как писал английский писатель С. Батлер: «Общественность покупает свои мнения так же, как покупают молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только тут молоко состоит в основном из воды».
Таким образом, основой политического манипулирования является создаваемая СМИ художественная реальность, которая может в корне изменить пропорции подлинной модели мира. Важной предпосылкой для манипуляции можно считать также и тот факт, что обладая монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу внимания респондента.
Отметим главные методические приемы и механизмы влияния СМИ на политическое сознание людей.
Главным из этих приемов является внушение, это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и побуждающее человека к совершению определенных действий (10, 231). Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Метод фабрикации фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». А. Моль пишет, что искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных бросающихся в глаза действий». Подчеркивается также, что малые сдвиги, приводящие к «поляризации» потока сообщений, должны быть ниже порога семантической восприимчивости среднего получателя (то есть, в среднем должны не замечаться). В 70-е годы Моль также писал, что прямая ложь в СМИ есть признак низкой профессиональной квалификации редактора: ее обнаружение вызывает потерю контроля над аудиторией, она становится невосприимчивой к пропаганде (8, 97).
Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.
Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации (14, 325). Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими пропорциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.
Формирование стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа (9, 112).
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».
Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж – это искусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к субъекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.
Список рассмотренных техник не является исчерпывающим. Безусловно, существуют и другие виды редакторской политики, но рассмотренные выше является, на наш взгляд, наиболее часто используемым в журналистской практике.
Важной особенностью перечисленных приемов является их манипулятивная основа: ведь благодаря такого рода техникам общественность никогда не узнает «объективной истины» и не будет иметь представления о том, что же все-таки происходило и происходит на самом деле.
На современном этапе развития общества, СМИ является одним из важнейших институтов, наравне с властью. Функции СМИ очень разнообразны: они информируют, просвещают, рекламируют и развлекают. Кроме того, СМИ играет важную роль в формировании сознания и мышления людей. Восприятие всех важных явлений в стране и во всем мире происходит через СМИ.
Очень часто, с целью создания нужного общественного мнения, СМИ искажают информацию или же интерпретируют ее в пользу той или иной политической организации. Информация доходит до потребителя, претерпев множество изменений.
СМИ обладают широким инструментарием влияния на общественное мнение. Основными технологиями влияния на общественное мнение является конструирование политической реальности и виртуализация политического процесса. Конструирование политической реальности происходит посредством инсценировки событий, рассчитанных на широкий общественный резонанс и управлением информационной повесткой дня. Виртуализация политического процесса происходит посредством манипуляции политическими символами и широкого внедрения маркетинговых технологий в разработку политических стратегий.
Влияние СМИ на электорат заключается в стимулировании его активности в период выборных компаний. При этом как показало исследование важно поддерживать высокий рейтинг доверия к источникам информации. От этого напрямую зависит степень эффективности пропагандиского воздействия на избирателей.
В условиях политической непризнанности, информационной войны и экономической блокады особенно велико роль СМИ. От уровня их профессионализма зависит политическая стабильность республики, которая в свою очередь основано на объективном информировании населения о социально-политических и экономических процессах.
В контексте этого видится важным следующее:
- формирование цельной государственной информационной политики;
-
модернизация электронных и
-
повышение профессионального
Данные
рекомендации основаны на предложенных
в данной работе материалах и отражают
потребность республики в формировании
информационно-
Информация о работе Социальные функции СМИ в политической сфере общества