Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Основной целью данной работы является отражение реального уровня воздействия средств массовой информации на формирование у населения политических взглядов, общественно-политической активности и степени доверия различным видам СМИ. Задачами данного исследования являются:
1.Анализ литературы и теоретического материала по данной тематике.
2.Изучение рейтинга основных средств массовой информации.
3.Определение степени доверия населения к различным видам СМИ.
4.Изучение уровня политической активности населения.
5.Оценка отношения населения к конкретным видам средств массовой информации и степени удовлетворенности качеством предоставляемой информации.
Введение. 3
1. Основные теоретические концепции исследования роли СМИ в трансформирующемся обществе. 8
2. Социальная сущность СМИ. 12
3. СМИ как инструмент политической манипуляции общественным мнением. 16
Заключение. 21
Список используемой литературы: 23
Авторы, следующей концепции, «свободного потока информации» выступали с призывом относиться к информации как к социальному благу и продукту культуры, а не как к предмету материального потребления и торговли. Они считают, что прежде чем начать изучение влияния информации на различные социальные группы необходимо провести анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурной сфере общества. Наиболее последовательное отражение культурологическая сфера нашла в работах Т. Адорно. В его работах было показано негативное воздействие на личность его стороны стереотипов массовой культуры распространяемые посредством СМИ.
С противоположным взглядом на роль массовой культуры в обществе выступила «Бирмингемская школа», один из наиболее авторитетных представителей которой – С. Холл. Его последователи попытались более тщательно исследовать роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Другую теорию – «культурологическую» представляют канадский социолог и публицист Х. Маклюэн и французский социолог А. Моль. Маклюэн утверждал, что средства массовой информации формируют характер общества, а «массовая культура» приобщает человека к духовным ценностям. Исторически развивающиеся системы культуры Маклюэн разделял на устную, письменную и аудиовизуальную, считая главным для решения задач успешного взаимодействия людей изучение коммуникативных средств. При чтении книги, подчеркивал он, люди думают линейно и последовательно, а при чтении электронной информации «мозаично», через интервалы. Эта привычка укореняется и при чтении книги, когда они просматриваются «по диагонали» для того, чтобы выловить интересующую информацию. «Мозаичность» культуры, создаваемой при помощи СМИ, изучал и Моль. Теории обоих исследователей трактуют создаваемую СМИ культуру как новый этап социального общения.
Культурологическое
направление ставит задачу изучения
комплекса различных явлений
в глобальном информационном пространстве
для поддержки культурно-
Теории нонкоммуникации придерживаются культурологи деструкционалистической ориентации. Они оценивают коммуникативные возможности СМИ пессимистически. Нонкоммуникационисты осуждают современные СМИ за манипулирование сознанием аудитории, за превращение ее в инертную и безвольную массу, за увод людей в миражи.
Современной основной теорией является «теория информационного общества» - данная концепция была разработана Д. Беллом и получила широкое развитие в период компьютерного бума (1970-1980-х годов). Культуролог и социолог Э. Тоффлер в книге «Третья волна» сделал заявление о том, что мир вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть средства массовой информации, одной из которых – электоральные СМИ (Интернет) (8, 22).
И нельзя не согласиться с Тоффлером, сегодня большое значение имеет информация в жизни общества, происходит информатизация общества. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. И важнейшей составной частью информации является медиатизация общества.
В
зависимости от конкретных решаемых
задач, исследование проблемы в данной
работе ведется с применением
структурно-функционального
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержание, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (11, 67). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Понятие
«средства массовой информации»
не следует отождествлять с
Благодаря использованию этих коммуникативных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей (13, 7).
Печать приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио – телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).
Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникает дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательного, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно ив высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и насколько раз в сутки (так часто встречалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радио позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или – при передачи на очень большие расстояния – с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент совершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, при том в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце»), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.
Телевидение вошло в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место (3, 10).
Как
и на радио, на телевидении возможна
организация оперативных
К
этим «триумвиратам» сегодня уже
добавился четвертый тип
Проанализировав
основные виды средств массовой информации,
подчеркнув позитивные и негативные
качества каждого из них, нам необходимо
рассмотреть инструменты манипуляции
общественным мнением в СМИ.
Сегодня СМИ стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуры, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» (8, 123). Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ.
Наибольшую
опасность для граждан и
Информация о работе Социальные функции СМИ в политической сфере общества