Социальные институты и социальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:12, контрольная работа

Описание

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призваны организовать их совместную деятельность с целью удовлетворение тех или иных социальных потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие «Социальный институт»……………………………………………..5
2. Эволюция социальных институтов……..……………………………………..6
3. Типология социальных институтов…………………………………………...7
4. Функции и дисфункции социальных институтов……………………………9
5. Что такое организация……………………………………………………..…14 6. Социальные организации……………………………………………………..15
7. Классификация социальных организаций…………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список литературы……………………………………………………………....21

Работа состоит из  1 файл

Социальные процессы современного общества.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

         Функция социального института  – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

         Первой и важнейшей миссией  социальных институтов является  удовлетворение важнейших жизненных  потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э. Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

     Ни  одно общество не сможет существовать, если не будет, постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов.

     Список  универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив  в него функцию закрепления и  воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

         Наряду с универсальными существуют  специфические функции. Это такие  функции, которые присущи одним  институтам и не свойственны  другим, например, установление порядка  в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.

          Общество устроено так, что  ряд институтов выполняют несколько  функций одновременно и в то  же время на выполнение одной  функции могут специализироваться  сразу несколько институтов. К  примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

            На заре своего возникновения   государство выполняет узкий  круг задач, прежде всего связанных  с налаживанием и поддержанием  внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения  общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

           Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

           Если институт помимо пользы  приносит обществу вред, то такое  действие называют дисфункцией.  Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию  один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

     К примеру, экономические институты  по мере своего развития предъявляют  повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять  институт образования.

     Именно  потребности экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

     Так, функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

       Функции и дисфункции социальных  институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

     Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

     Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

     Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента,  правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране увеличивается количество преступлений, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

     К явным функциям школы как института  образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

     Не  говоря уже о целом ряде таких  латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических  субкультур.

     Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии. Неявными – закрепление социального неравенства, между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

     Чем сложнее общество, тем больше развита  система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей  закономерности: от институтов традиционного  общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

     Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института.

     Проблема  взаимодействия институтов возникает  в том случае, если система норм, свойственная одному институту, начинает распространяться на другие сферы социальной жизни. Следствием этого может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение, либо уничтожение какого-либо из институтов.

     Изменения социальных институтов могут быть вызваны  внутренними и внешними причинами. Первые связаны с неэффективностью существующих институтов, с возможным противоречием между существующими институтами и социальными мотивациями; вторые – со сменой культурной ориентации в развитии общества (в обществах переходного типа, переживающих системный кризис, когда происходит изменение общественных потребностей).

     Проблему  для современного общества составляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых  стремятся к профессионализации своей деятельности, что неизбежно  влечет определённую их закрытость, недоступность для окружающих, а другие должны действовать как прямой канал выражения интересов самых разнообразных групп общества.

          Условия успешного функционирования социальных институтов:

  1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий;
  2. Рациональное разделение труда и его рациональная организация;
  3. Деперсонализация действий;
  4. Конфликтное включение в глобальную систему институтов.

     Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирует их поведение и развитие общества в целом. 
 
 

5. Что такое организация.

 

      Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.    

      Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

     Соединив  в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

      Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

      Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для  формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень  важны.

     Таким образом, когда употребляется слово  организация, имеется в виду формальная организация.

     Из  определения  следует, что организация  всегда имеет хотя бы одну общую  цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор  взаимосвязанных целей.

6. Социальные  организации.

 

    Основные  черты социальной организации. Социальные институты тесно связаны с социальными организациями. Многие социологи называют социальные организации разновидностью социального института — сложными институтами.

    Термин  «организация» применяется очень  широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии объектом упорядоченности являются индивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные социальные функции.

    Социальная  организация, по А.И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

    1) Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

    2) Ради достижения цели члены  организации вынуждены распределиться по ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет собой сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее членами. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации.

    3) Организация возникает на основе  разделения труда и его специализации  по функциональному признаку. Поэтому  в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры. Однако более существенным для понимания организации является то, что они всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая и. управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур. Иерархичность же построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

    4) Управляющие подсистемы создают  свои специфические средства  регулирования и контроля за  деятельностью организации. Среди  этих средств значительную роль  играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные нормы, то есть нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют свои санкции.

Информация о работе Социальные институты и социальные организации