Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа
Цель состоит в определении влияния социальных изменений на жителя Волгоградской области, задачи:
1) выявить критерии социальных изменений, которые играют наиболее важную роль в жизни семьи, коллектива и общества;
2) получить обобщенное знание…
Введение……………………………………………………………… 3
1. Понятие соиального изменения…………………………………….. 4
2. Теории социальных изменений……………………………………... 5
2.1 Эволюционные теории………………………………………………. 5
2.2 Исторический материализм…………………………………………. 9
2.3 Недостатки теорий…………………………………………………… 11
3. Факторы, влияющие на изменения……………………………...….. 12
3.1 Физическая среда…………………………………………………..… 12
3.2 Политическая организация………………………………………….. 12
3.3 Культурные факторы………………………………………………… 13
4. Изменения в недавнем прошлом……………………………...…….. 15
4.1 Влияние экономики………………………………………………..… 15
4.2 Влияние политики…………………………………………………… 16
4.3 Влияние культуры…………………………………………………. 17
5. Социальные изменения в России…………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………. 24
Список литературы……………………
Теория эволюции Толкогга Парсонса
Одной из самых влиятельных теорий нашего времени является теория, развитая Толкоттом Парсонсом. Он предлагает считать социальную эволюцию расширением биологической, хотя фактические механизмы той и другой различны. Оба типа эволюции могут быть поняты в терминах так называемых эволюционных универсалий, т. е. тех типов развития, которые обнаруживаются по крайней мере в нескольких случаях в независимых друг от друга условиях и значительно повышают жизнеспособность. Примером эволюционной универсалии в мире природы является зрение. Оно не просто появилось в каком-то случайном, изолированном уголке живой природы, а развилось независимо у нескольких видов. Способность видеть позволяет неизмеримо, по сравнению с незрячими видами, увеличить спектр реакций, скоординированных с изменениями окружающей среды, и поэтому имеет громадную адаптационную ценность. На высших стадиях биологической эволюции зрение становится необходимой характеристикой всех животных.
В любой человеческой культуре, отмечает Парсонс, фундаментальное значение имеет коммуникация; ее основой является язык. Таким образом, язык — это первая и важнейшая эволюционная универсалия; нам неизвестны человеческие общества, не обладающие языком. Тремя другими универсалиями, которые обнаруживаются даже в самых ранних формах общественной жизни, являются религия, родственные отношения и технология. Эти четыре универсалии связаны с настолько важными для человеческого общества аспектами, что без них невозможен никакой процесс социальной эволюции.
Согласно точке зрения Парсонса, социальная эволюция может быть понята как процесс прогрессирующей дифференциации социальных институтов, так как общества развиваются от простого к сложному. Ранние типы общества проявляют очень низкий уровень дифференциации, для них характерно то, что Парсонс называет “конструктивным символизмом”. В данном случае идет речь о существовании некоего набора символов, в основном религиозного характера, пронизывающих практически все стороны социальной жизни. В качестве примера культуры, находящейся на низшей стадии социальной эволюции, Парсонс (как и Дюркгейм) рассматривает племена австралийских аборигенов. Эти общества структурированы исключительно на основе родственных отношений, которые, в свою очередь, выражают религиозные взгляды, а также связаны с хозяйственной деятельностью. Личная собственность индивидов в этих обществах очень мала; институт племенных вождей в сколько-нибудь различимом виде не существует; производство также отсутствует, поскольку средства к существованию дают охота и собирательство.
Следующая ступень эволюции — уровень “развитого первобытного общества”. В этом типе на смену эгалитарным отношениям приходит система стратификации, причем наряду с классовым делением нередко существует и этническое. В развитых первобытных обществах возникает особая производственная система, основанная на скотоводстве или земледелии, а также постоянные поселения. Религия начинает отделяться от других сторон социальной жизни и попадает в ведение специфической социальной группы — священников или жрецов.
Двигаясь далее по этой шкале, мы обнаруживаем то, что Парсонс называет “промежуточными обществами”. Этим термином он обозначает общества, которые большинство других авторов именует цивилизациями или традиционными государствами, — такие, как древний Египет, Рим и Китай. Такие общества связаны с возникновением письменности и грамотности. Религия еще более усложняется, приводя к развитию систематической теологии, и выступает уже совершенно обособленно от политических, экономических и семейных отношений. Политическое руководство приобретает форму государственных администраций, во главе которых стоит аристократия. На этой стадии возникает ряд новых эволюционных универсалий: особые формы политической легитимности, бюрократические организации, денежный обмен и специальная система законов. Появление каждой из них, утверждает Парсонс, многократно увеличивает способность общества интегрировать в свой состав большие массы людей.
Индустриальные общества занимают высшую ступень в эволюционной схеме Парсонса. Они гораздо более дифференцированы, чем общества промежуточного типа. Политическая и экономическая системы в них явно отделены друг от друга, а также от законодательной системы и религии. Появление массовой демократии создает возможность вовлечения всего населения в участие в политическом процессе. Индустриальные общества имеют гораздо большую территориальную целостность, чем предшествующие типы, и отделены друг от друга четкими границами. Исключительная жизнеспособность, порождаемая институтами индустриальных обществ, хорошо подтверждается фактом всемирного распространения индустриального порядка, что привело к почти полному исчезновению ранних типов общественного устройства[5].
Оценка
Эволюционные теории даже в своих наиболее поздних и утонченных формах сталкиваются со значительными трудностями. Совсем не очевидно, что развитие человеческих обществ сходно с эволюцией в мире природы, а понятие адаптации имеет, вероятно, малую ценность для социологии. В биологии адаптация имеет очень точный смысл и относится к способу, при помощи которого случайно проявившиеся характеристики некоторых организмов содействуют их выживанию и влияют на гены, передаваемые от одного поколения к другому. В случае социального эволюционизма подобного четко выраженного смысла не существует.
Нельзя с полной определенностью утверждать, что классификация обществ по уровню сложности, подобная классификации биологических организмов, будет полезна для нас. Например, племена охотников и собирателей в некоторых отношениях с/южнее индустриальных обществ, даже несмотря на свою малочисленность: существующие в этих обществах системы родственных отношений, как правило, гораздо сложнее, чем их аналоги в индустриальных странах.
Более
поздние эволюционные теории отличаются
от ранних большей глубиной и изощренностью.
И хотя мы можем сказать, что существует
общее направление социального развития
человечества от небольших обществ к более
крупным, однако не очевидно, может ли
это быть, объяснено в терминах адаптации
и жизнеспособности. Природа социальных
и культурных изменений, по-видимому, в
целом гораздо более сложна, чем это предполагается
в эволюционных теориях.
2.2 Исторический материализм
Марксистская
интерпретация социальных изменений
в чем-то сходна с эволюционными
теориями: в обоих случаях
Ключом к пониманию социальных изменений, утверждает Маркс, являются способы, используя которые, люди создают все более сложные и совершенные системы производства, усиливают свое влияние на материальный мир, подчиняя его своим целям. Маркс описывает этот процесс как рост производительных сил, или, другими словами, уровня экономических достижений общества. Согласно его точке зрения, социальные изменения могут происходить не только как процессы постепенного развития, но и как революционные потрясения. Периоды постепенной перестройки производительных сил и других институтов сменяются фазами резких революционных трансформаций. Речь идет о так называемой диалектической интерпретаций изменений. Наиболее значительные изменения проявляются как раз в столкновениях, борьбе и катаклизмах.
Перемены,
происходящие в производительных силах,
вызывают напряжения в институтах надстройки,
и чем эти напряжения сильнее,
тем настоятельнее
В
качестве иллюстрации к теории Маркса
приведем анализ истории Европы в
период замены феодализма промышленным
капитализмом. Феодальная экономическая
система была основана на мелкомасштабном
сельскохозяйственном производстве, а
основными общественными
Критические замечания
Идеи Маркса, безусловно, помогают объяснить многое в крупных исторических сдвигах. Многочисленные историки и социологи, не считающие себя “марксистами”, принимают многое в интерпретации Марксом распада феодализма и происхождения современного капитализма. Тем не менее, теория Маркса как общий подход к анализу социальных изменений имеет существенные ограничения. Неясно, насколько удачно в такую схему вписываются другие исторические трансформации. Например, некоторые археологи на основе теории Маркса пытались объяснить развитие ранних цивилизаций. Они утверждали, что цивилизации появились тогда, когда развитие производительных сил оказалось достаточным, чтобы могло возникнуть классовое общество. В лучшем случае этот взгляд является очень упрощенным, поскольку традиционные государства возникали главным образом в результате военной экспансии. Политическая и военная сила являлись по большей части средством, а не результатом, приобретения богатства. Кроме того, теория Маркса оказалась совершенно несостоятельной в объяснении возникновения крупнейших восточных цивилизаций Индии, Китая и Японии.
2.3 Недостатки теорий: веберовская интерпретация изменений
Макс Вебер подверг критике как эволюционные теории, так и исторический материализм Маркса. Попытки интерпретировать исторический процесс в целом в терминах адаптации к материальному миру или в терминах экономических факторов, утверждает он, изначально обречены на неудачу. Хотя эти факторы, безусловно, важны, они никоим образом не могут определять все процессы развития. Никакая “однофакторная” теория социальных изменений не может претендовать на объяснение всего многообразия социального развития человечества. Помимо экономики, не меньшее, а часто большее, значение имеют и другие факторы, в том числе военная сила, способы правления, идеология.
Если
точка зрения Вебера верна (а многие
с этим согласны), то никакая отдельно
взятая теория не способна объяснить
природу всех социальных изменений.
При анализе подобных изменений
в лучшем случае можно достичь
двух целей. Во-первых, мы можем вычленить
некоторые факторы, имеющие устойчивое
и достаточно широкое влияние
на социальные изменения во многих
контекстах. Во-вторых, можем развить
теории, объясняющие конкретные фазы
или “эпизоды” изменений, — например,
возникновение традиционных государств.
Эволюционисты и марксисты не
были неправы, подчеркивая важность
факторов окружающей среды и экономических
факторов для социальных изменений, —
просто и те, и другие отводили им исключительную
роль в ущерб другим возможным влияниям.
3. Факторы, влияющие на изменения
Основные типы факторов, могущих влиять на социальные изменения, можно объединить в три группы: физическая среда, политическая организация и культурные факторы.
3.1 Физическая среда
Как справедливо подчеркивали эволюционисты, физическое окружение нередко оказывает существенное воздействие на развитие социальной организации в человеческом обществе. Это особенно заметно в экстремальных условиях, когда существование людей определяется климатическими условиями. Обычаи и жизненный уклад обитателей полярных регионов безусловно отличаются от обычаев и уклада жителей субтропиков.
Менее
экстремальные физические условия
также нередко влияют на общество.
Например, коренное население Австралии
на протяжении всей своей истории
занималось только охотой и собирательством,
потому что ни растений, пригодных
для регулярного выращивания, ни
животных, которых можно было бы
одомашнить, на континенте не было. Что
касается традиционных цивилизаций, то
большинство из них возникло в
очень плодородных районах, например
в дельтах рек. Значение имеют
и другие факторы, например, возможность
беспрепятственного сообщения по суше
или наличие морских путей. Общества,
отрезанные от мира горными хребтами,
пустынями или непроходимыми
джунглями, оставались сравнительно неизменными
в течение очень долгого
Информация о работе Социальные изменения: их роль в семье, коллективе, обществе