Социальные нормы и нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:27, реферат

Описание

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные и др.

Содержание

Введение



Глава 1. Социальные и технические нормы, понятие, роль, соотношение



Глава 2. Соотношение права и морали



Глава 3. Понятие и признаки правовой нормы



Глава 4. Структура юридической нормы



Глава 5. Классификация правовых норм



Глава 6. Соотношение норм права и статьи нормативного акта



Заключение



Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

соц.нормы.docx

— 71.64 Кб (Скачать документ)

 

Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид норм, регулирующих поведение людей в  определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной  основой нравственного поведения  человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают  качество убеждения, сливаются с  его чувствами.

 

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом  своего собственного Я, т. е. общественного  долга, ответственности, меру духовности. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим  собой. Второй аспект - конкретные формы  проявления указанных качеств. Эти  два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и  внутренне".

 

Связь между правом и моралью  обусловлена той ролью, которую  мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе.

 

Взаимодействие права  и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому  ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его  роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует  процесс обратного влияния морали на право.

 

Право и мораль - дополняющие  друг друга средства социального  нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют  в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая, друг друга.

 

Характерной чертой права  должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений  есть не только право законодателя, но и его обязанность.

 

Для более глубокого познания соотношения права и морали необходимо рассмотреть следующие четыре компонента: единство, различие, взаимодействия и  противоречия.

 

Единство права и морали состоит в том, что:

 

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную  систему нормативного регулирования  и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная  основа;

 

во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение  идеалов гуманизма, справедливости;

 

в-третьих, у права и  морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в  разном объеме), они адресуются одним  и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

 

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений  определяют границы должных и  возможных поступков субъектов, служат средством выражения и  гармонизации личных и общественных интересов;

 

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также  политическими, культурными и иными  детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

 

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных  общеисторических ценностей, показателей  социального и культурного прогресса  общества, его созидательных и  дисциплинирующих начал.

 

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют  существенные различия, обладают своей  спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более  важное значение, чем констатация  их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и  морали заслуживают пристального анализа.

 

Отличительные особенности  права и морали заключаются в  следующем:

 

1. Право и мораль различаются,  прежде всего, по способам их  установления, формирования. Правовые  нормы создаются либо санкционируются  государством и только государством (или с его согласия некоторыми  общественными организациями), им  же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство  является политическим творцом  права; правотворчество - его исключительная  прерогатива. Поэтому право выражает  не просто волю народа, а его  государственную волю и выступает  не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

 

Конечно, процесс правообразования идет не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но, в конечном счете, правовые нормы "преподносятся" обществу все  же затем от имени государства  как его официального представителя.

 

По-другому формируется  мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной  целенаправленной деятельности, а возникают  и развиваются спонтанно в  процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма  получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального  общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит  неофициальный (негосударственный) характер.

 

2. Право и мораль различаются  по методам их обеспечения.  Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом  стоит аппарат принуждения, который  следит за соблюдением правовых  норм и наказывает тех, кто  их нарушает, ибо норма права  - не просьба, не совет, не  пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное  ко всем членам общества и  подкрепляемое в их же интересах  возможностью принудить, заставить.

 

Иными словами, юридические  нормы носят общеобязательный, непререкаемый  характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится  ко всем. В праве объективно заложен  принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором  жизнедеятельности людей, атрибутом  власти.

 

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а  на силу общественного мнения. Нарушение  нравственных норм не влечет за собой  вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

 

3. Право и мораль различаются  по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются  в специальных юридических актах  государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и  институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в  соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом  обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют  подобных четких форм выражения,  не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в  сознании людей - участников общественной  жизни. Их появление не связано  с волей законодателей или  других правотворящих лиц.

 

Но моральные нормы - это  не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого  бытия.

 

Некоторые нравственные правила  органически вплетаются в статьи законов. Тем не менее, в отличие  от права, которое представляет собой  логически стройную и структурированную  систему, мораль - относительно свободное, внутренне не систематизированное  образование.

 

4. Право и мораль различаются  по характеру и способам их  воздействия на сознание и  поведение людей. Если право  регулирует взаимоотношения между  субъектами с точки зрения  их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного  - незаконного, наказуемого - ненаказуемого,  то мораль подходит к человеческим  поступкам с позиций добра  и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного  и неблагородного, совести, чести,  долга и т.д. Иными словами,  у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

 

В связи с этим нормы  права содержат в себе более или  менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно  указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее  устанавливают санкцию за нарушение  данного предписания, тогда как  нравственные нормы не имеют такой  степени детализации и не предусматривают  заблаговременно объявляемый вид  ответственности.

 

5. Право и мораль различаются  по характеру и порядку ответственности  за их нарушение. Противоправные  действия влекут за собой реакцию  государства, т.е. не просто  ответственность, а особую, юридическую  ответственность, причем порядок  ее возложения строго регламентирован  законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

 

Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь  четкой процедуры нет. Наказание  выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного  воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность  не перед государством, а перед  обществом, коллективом, семьей, окружающими  людьми.

 

6. Право и мораль различаются  по уровню требований, предъявляемых  к поведению человека. Этот уровень  значительно выше у морали, которая  во многих случаях требует  от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя  он и предусматривает за некоторые  противоправные действия весьма  суровые санкции. Например, мораль  безоговорочно осуждает любые  формы нечестности, лжи, клеветы,  обмана и т.д., тогда как право  пресекает лишь наиболее крайние  и опасные их проявления. Мораль  не терпит никакого антиобщественного  поведения, в чем бы оно ни  выражалось, в то время как  право наказывает наиболее злостные  случаи таких эксцессов.

 

Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться  с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к  поведению индивида. Право не в  состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний  уровень, а на идеал.

 

7. Право и мораль различаются  по сферам действия. Моральное  пространство гораздо шире правового,  границы их не совпадают. Право  регулирует далеко не все, а  лишь наиболее важные области  общественной жизни (собственность,  власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей  регламентации такие стороны  человеческих отношений, как,  например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные  пристрастия и т.д. Право не  может переходить свои границы  и вторгаться в сферу духовного.

 

8. У права и морали  различные исторические судьбы. Мораль древнее, она всегда  существовала, и будет существовать  в обществе, тогда как право  возникло значительно позже.

 

Таковы общие и отличительные  черты права и морали. При этом границы, соединяющие и разъединяющие  эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или  иную сторону в ходе общественного  развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах соотношение между правом и моралью меняется.

 

Взаимодействие права  и морали. Из тесной взаимосвязи  указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и  функциональное взаимодействие. Они  поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии  на личность, формировании у граждан  должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

 

Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и  мораль едины, по абсолютному большинству  правонарушений занимают единую позицию. Всякое противоправное поведение, как  правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Это  и неудивительно - ведь право основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов, в конечном счете - одни.

Информация о работе Социальные нормы и нормы права