Социальные организации: понятие, возникновение, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучить возникновение социальных организаций, деятельность которых направлена на реализацию собственной деловой активности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие социальной организации……………………………………………………5
1.1. Понятие социальной организации………………………………………………................5
1.2. Структура социальной организации………………………………………………………9
1.3. Типы социальных организаций…………………………………………………………...14
Глава 2. Управление социальными организациями………………………………………….18
2.1. Особенности управления социальными организациями………………………………..18
2.2. Оценка успешности развития социальной организации………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 64.09 Кб (Скачать документ)

В общем и целом необходимость  управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

 

2.2. Оценка  успешности развития социальной  организации

Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к  управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях постоянных изменений с учетом современных  складывающихся представлений об успешной организации.

Рассматривая организацию  как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.

Назовем принципиальные для  анализа положения организации  моменты.

Выявление сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и их сравнение с возможностями  и опасностями рынка (внешние  факторы) позволяет оценить реальные предпосылки ее приспособления к  внутренней структуре, определить потенциал  адаптационного управления и направления  его реализации. Компоненты адаптационного потенциала (организационные, кадровые, технологические и информационные ресурсы) определяются основными составляющими  подсистемами организации (персонал, экономика  и финансы, маркетинг, инновации) и  одновременно являются объектами управления и оценки.

При оценке и измерении  эффективности организации необходимо учитывать взаимосвязь и взаимовлияние  параметров работы входящих в организацию  подсистем. Общее состояние организации  предопределяется не только параметрами  ее подсистем, но и динамикой факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на нее. Чтобы описать  будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры  и проецируют в будущее их потенциальную  динамику. 20

При этом выделяют соответствие изменений внутренней среды организации (параметров всех ее подсистем) изменениям микросреды (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) и макросреды (политической, демографической, научно-технической, культурной и природной среды) по их направленности на цели развития организации.

Изменения, происходящие во внешней среде, предопределяют необходимость  стратегического подхода к развитию и работе организации (есть ли у организации  стратегия?). Работа организации в  реальном масштабе времени должна быть подчинена целевым установкам стратегии  развития организации.

Связь между стратегическим, текущим и оперативным управлением  должна базироваться на использовании  методического инструментария, обеспечивающего  единство подходов, оценок, измерений. Использование интегрированных  систем планирования, отчетности и  информационного обеспечения как базы для взаимосвязанного управления развитием и работы организации.

Различают содержательную интеграцию плановых задач и субъектов, отвечающих за их решение в рамках организационной  структуры, и интеграцию во времени. При этом возникают проблемы с  оценкой эффективности развития организации:

  • из-за обычной сложности общеорганизационной ситуации, связанной с переменами;
  • из-за недостаточных возможностей количественной оценки фактических и намеченных параметров, характеризующих качественное состояние организации (например, в области организационной культуры и структурных мероприятий);
  • из-за недостаточной ясности причинно-следственных связей между успехом организации и принимаемыми мерами, что вызвано, в частности, большим временным разрывом между ними;
  • из-за отсутствия во многих случаях «образцовых моделей», к которым должна стремиться организация. 21

Выбор метода обследования определяется его целями, а также  особенностью объекта изучения и  этапа диагностического процесса. Для  этого следует использовать набор  критериев, отражающих как существующую практику, так и вновь возникающие  объективные процессы. Важнейшие  среди них:

  • общая эффективность работы организации, т.е. мера достижения целей, ради которых она создана. Система целей здесь охватывает экономические и социальные, научно-технические установки. Она может быть представлена в виде «дерева целей», в котором цели разного уровня связываются в классификационные группы таким образом, чтобы осуществление установок нижнего уровня приводило к реализации определенной цели более высокого уровня;
  • выполнение программы экономического и социального развития;
  • финансовая обеспеченность работы организации. Это важнейший обобщающий экономический критерий эффективности деятельности. Его показателем является превышение выручки над расходами, включая затраты на установленные отчисления государству и региону, развитие деятельности организации и социальное развитие коллектива;
  • соответствие технологического уровня организации и продажи работ (услуг) объективным требованиям развития рынка;
  • достижение мирового уровня по качеству и себестоимости предоставляемых работ (услуг);
  • решение главных социальных проблем коллектива организации. Важнейшими показателями здесь являются степень удовлетворения социально-бытовых потребностей коллектива и возможность профессионального развития;
  • выполнение организацией требований экологии.

Приведенные критерии позволяют  выявить узловые проблемы организации  и определить направления углубленного анализа для выяснения главных  резервов повышения эффективности  работы.

При определении критериев  и показателей эффективности  работы организации необходимо учитывать  принятые в мире подходы, в соответствии с которыми выделяют, по меньшей  мере, семь критериев оценки: действенность; экономичность; качество; прибыльность (доходы/расходы); производительность; качество условий трудовой жизни; внедрение  новшеств. 22

Действенность – степень  достижения системой поставленных перед  ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Наиболее распространенный метод  измерения – расчет индексов действенности, показывающих степень достижения цели в одном периоде по сравнению  с другим.

Экономичность – степень  использования системой «нужных» вещей. Экономичность определяют путем  сопоставления ресурсов, которые  предполагалось израсходовать для  достижения определенных целей и  выполнения конкретных работ (услуг), с  ресурсами, которые были фактически потреблены.

Качество – степень  соответствия системы требованиям, спецификации и ожиданиям клиентов. Традиционные методы определения качества предоставляемых работ (услуг) включают установление соответствия спецификациям  и своевременности предоставления работ (услуг) – в сроки и во время, которое удобно для потребителей.

Прибыльность – соотношение  между валовыми доходами (или сметными показателями) и суммарными издержками (или фактическими расходами). Конкретными  показателями прибыльности являются: уровень прибыли, отнесенный к объему продаж; соотношение прибыли и  совокупных активов; отношение прибыли  к собственному капиталу.

Производительность –  соотношение количества работ (услуг) и затрат на их реализацию.

Качество условий трудовой жизни – престижность работы, чувство  безопасности, уверенности, удовлетворенности  работников организации, включая управленческий персонал. Методы измерения направлены на определение степени соответствия личных представлений работников о  социально-психологических условиях в трудовом коллективе и фактического состояния условий труда.

Внедрение новшеств – реальное использование новых достижений в области современной техники  и управления в организации для  достижения поставленных целей.23

Итак, эффективное функционирование любой организации определяется не только соотношением стоимости входных  ресурсов (затрат) и стоимости выходной продукции, но и всесторонним учетом в разработке и осуществлении  управленческих решений всей совокупности действий внутренних и внешних факторов. А это предполагает осуществление  принципов системности и комплексности, которые при реализации всех этих факторов, порождают принципиально  новое, эмерджентное качество, не сводимое к простой сумме эффектов, вызываемых действиями тех или иных факторов.

Это эмерджентное качество деятельности организации, выражающееся в высокой эффективности ее деятельности (хозяйственной, социальной, социокультурной  и т.п.) возникает только тогда, когда  оказывается эффективным управление данной организацией, что возможно только при системном, комплексном  подходе к этой сложной и многогранной деятельности.

 

 

 

Заключение

Общая теория социальных организаций  исходит из единства сущности социальных организаций и основана на изучении их генезиса, истории и общих особенностей, дает целостное представление о  социальной организации, раскрывает механизмы  и принципы их функционирования, позволяет  решать практические вопросы построения и совершенствования социальных организаций различной природы. Особенно это актуально для решения  задач совершенствования российского  общества.

Всем социальным организациям, начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом, присущи  общие особенности, а именно: целостность  и устойчивость, наличие организационной  культуры, регламентированное поведение  членов организации, способность адекватно  реагировать на вызовы, способность  к саморазвитию и самообучению, что  позволяет говорить об их едином происхождении  и общих законах функционирования и развития.

Итак, можно сделать вывод, что организация – это, с одной  стороны, социальная категория, а с  другой – средство достижения целей. Организация состоит из людей, которые  строят в ней определенные отношения  и взаимодействуют. Поэтому в  каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций. Эти неформальные объединения часто оказывают  сильное влияние на качество деятельности организации и организационную  эффективность.

В настоящее время круг проблем социального управления, затрагиваемых при исследовании организаций, непрерывно расширяется. Выделились в отдельные направления  исследования организации информационные потоки в управлении, при организации  механизма выдвижения, принятия и  изменения целей, мотивации деятельности управленческого персонала и  организационных отношений, в исследовании нововведений, управленческом консультировании в организациях. Актуальны исследования в области организационного проектирования, влияния последствий внедрения  достижений НТП, включая новейшие технологии организационных изменений.

Для методологии управления социальной организацией важно определить ее социальные свойства. К их числу  могут относиться: организационные  цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала. Иными словами, организация формируется  как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, отношения сплоченности-конфликтности  и т.д. Анализ управления в социальной организации включает все перечисленные выше аспекты.

Такой подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она  является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором  элементами являются люди и возникающие  между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Большаков А.С. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.- 456 с.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы  менеджмента: Учебное пособие,  изд 2-е, дополненное и переработанное. – Таганрог: ТРТУ. –  2003.- 321 с.

3. Зинченко Г.П. Социология  для менеджеров. – Ростов н/Д:  «Феникс», 2001.- 369 с.

4. Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учебное пособие для  вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.

5. Мазур И., Шапиро В.  Эффективный менеджмент. Учебное  пособие для вузов. – М.: Высшая  школа, 2003.- 413 с.

6. Мильнер Б. 3. Теория организаций:  Курс лекций: Учебное пособие  для ВУЗов. – М: ИНФРА, 1998. –  324 с.

7. Румянцева З.П. Общее  управление организаций. Теория  и практика. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 288 с.

8. Фролов С.С. Социология  организаций. – М.: Гардарики. 2001.- 384 с.

9. Гмюр М. Национальная  специфика теории организации  // Проблемы теории и практики  управления. – М.: 2000, № 3. (www.sociologia.ru)

10. Масленникова Н. Цели  развития организации через призму  управленческих теорий // Проблемы  теории и практики управления. – М.: 2002, № 6 . (www.sociologia.ru)

11. Социальные организации.  Материалы сайта сети Интернет: http://soc-opros.info/obshaya-sociologiya/108-soc-organizacii-soc-dvizheniya

 

 

 

 

1 Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики. 2001.- с.26

2 Мильнер Б. 3. Теория организаций: Курс лекций: Учебное пособие для ВУЗов. – М: ИНФРА, 1998. –с.51

3 Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–с.344

4 Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- с.122

Информация о работе Социальные организации: понятие, возникновение, особенности