Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.
Введение
1 Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Социальные проблемы пожилого человека в современном обществе
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Система учреждений социального обслуживания
2.2 Беседа с клиентом
2.3 Оценочный анализ и ведение записей
Заключение
Список использованной литературы
ФГОУ СПО «Перевозский строительный
колледж»
Курсовая работа
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ГУ «КЦСОН ПИЛЬНИНСКОГО РАЙОНА»
Автор курсовой работы Лапина Светлана Николаевна
Специальность: социальная работа
Научный руководитель
Рогожина Татьяна Владимировна
Содержание
Введение
1 Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Социальные проблемы пожилого человека в современном обществе
2 Технологии социальной
работы с лицами пожилого
2.1 Система учреждений социального обслуживания
2.2 Беседа с клиентом
2.3 Оценочный анализ и ведение записей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится
влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых
стран.
Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи
здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение
уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой
продолжительности жизни людей.
С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже
уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных
одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что
уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень
рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение
меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно
снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение
которой должно вырабатываться на глобальном уровне.
Актуальность
исследования работы с
обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений
социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;
- во-вторых, социальный работник – это человек, который
непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается
ему помочь;
- в-третьих,
необходимость выявления
проблем и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования
говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находится во
всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах
Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В.
Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных
граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей; система учреждений социального обслуживания.
Объектом
исследования является
людьми.
Предметом
является процесс
службами, а в частности социальным работником.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение
этой цели предусматривает
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление
основных форм обслуживания
4) изучение
ведения беседы социального
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.
Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды
отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в
работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.
Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической
печати и учебные пособия.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и
включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «проблемы пожилых
людей»; второй раздел «технология социальной работы с лицами пожилого
возраста»), заключение и список использованных источников.
1 Объект исследования. Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых
странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения
пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в
общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли
пожилых.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн.
людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550
млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1
млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет
более чем в 5 раз, тогда
как население планеты
Главные причины постарения населения — снижение рождаемости,
увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря
прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах
Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность
жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. В
России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой
продолжительности жизни.
Социально-демографическую
категорию пожилых людей,
теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения —
хронологической, социологической, биологической, психологической,
функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется
значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц
от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на
«молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во
Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей
перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в
75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, нежели «пожилые»
старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение
домашних обязанностей и т.д.
В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в
возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям —
люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда
(МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими
данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на
пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет
соответственно для мужчин и женщин).
К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких
до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных
социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные
интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.
Среди пожилых
людей во всем мире гораздо
больше женщин, чем мужчин. Согласно
Всероссийской переписи
возрасте 60—64 лет приходилось 633 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65—69
лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 80 лет и старше — 236 мужчин.
Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.
Итак, число женщин выше в старших возрастных группах Такая
значительная разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин,
частично — большим долголетием женщин. В России, пострадавшей от второй
мировой войны, эта диспропорция достигла таких больших размеров вследствие
военных потерь, а также вследствие высокого уровня смертности мужчин от
неестественных причин.
Социальные условия жизни пожилых людей прежде всего определяются
состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко
используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных
групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно
различаются.
Другой
показатель состояния
которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение
слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости
пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.
В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4
заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5— 1,7 раза выше стоимости
лечения молодых людей. Особого внимания заслуживает тот факт,
что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за
престарелыми увеличивают расходы на эти цели.
Материальное положение — единственная проблема, которая может
соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены
своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью
медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса
1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения
пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает
затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей
имеются живущие «впроголодь» . Многие пожилые люди продолжают
работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым
социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров.
Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в
домашних условиях и в домах для престарелых.
По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают
хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% —
психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6%
пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их
доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей
нет ставок психиатра, психолога, социального работника.
Современные теории старения играют важную роль в организации
социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают
опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они
нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и
упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их
последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и
объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы
организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту
«сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины
психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения
проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный
работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий.
Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько
теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно
выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует
социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати,
именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от
Информация о работе Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"