Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.

Содержание

Введение
1 Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Социальные проблемы пожилого человека в современном обществе
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Система учреждений социального обслуживания
2.2 Беседа с клиентом
2.3 Оценочный анализ и ведение записей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Кафедра социальной работы.docx

— 97.68 Кб (Скачать документ)

отрицание их может дать работнику какой-то "ключ".  Надо  обращать  внимание

на несоответствования и умолчания. Например,  подвергшийся  насилию человек

может и не хотеть вмешательства  извне. Такие неожиданные изменения  или  что

клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе  ничего не значат.

      Беседа-интервью  социального работника отличается  от повседневных бесед

тем, что  они  имеют  тему,  направленную  на  достижение  конкретной  цели,

временные рамки обычно бывают определены, предполагается  положительное  или

отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим  последние

аспект подробнее. Первая встреча  социального  работника  и  клиента  помимо

чисто информативной функции  имеет,  по  меньшей  мере,  3  цели:  стремление

заключить союз с клиентом  относительно  методов  лечения,  т.е.  социальный

работник старается понять мысли  и  чувства  клиента;  старается  вселить  в

клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует  методы

и формы работы. Если не принимать  эти факторы  во  внимание,  то

управление  ситуацией  невозможно.  Особенно  это  важно,  если  наблюдается

негативная реакция со стороны клиента.

      Иногда  социальные работники переживают, что порой они  сталкиваются  с

необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать,  какая  помощь

им нужна,  делают  все,  чтобы заблокировать ее.  Одной из  причин  этого

является то, что  встреча  с  незнакомым  человеком  может  вызвать  чувство

стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение  зависимости.  Социальный

работник не должен  выявлять  интимные,  вызывающие  смущение  или пугающие

факты о клиенте или  о себе самом, поскольку  это  может  вызвать  негативную

реакцию клиента.

      Практики  часто бывают расстроены, если  те, кто пользуются их услугами,

не являются  на  встречу  после  первой  беседы. Исследования

показывают, что около  50%  обратившихся  за  помощью не  возвращаются  для

участия во  второй  встрече.  Причем  даже  если  первая  беседа  привела  к

положительным результатам, то существует и множество  других  причин  неявки

на  вторую  встречу.  Например,  для   кого-то   первой   беседы   оказалось

достаточно, кто-то не хочет  продолжительного  вмешательства  в  свою  жизнь,

кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

      Удачные  беседы не зависят только от  содержания разговора, важно,  если

к работнику после  этого  интервью  относятся  как  к  человеку,  способному

понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и  как  социальный

работник реагирует  на  субъективные  чувства  клиента  и  использует  их  в

рабочих отношениях. Интервью считается успешным,  если  работник  попытается

устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

      Если клиент  обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми,

речевыми  расстройствами,  то  могут  понадобиться   альтернативные   методы

общения. Но  даже  и  опытные  работники  порой  предвосхищают  события  или

додумывают за клиента, что  он  хотел  бы  сказать  или  выразить  нереально.

Лучше дать клиенту возможность  говорить  максимально  свободно,  поскольку,

если  человеку  дать  возможность  самому  рассказать   свою   историю,   то

удивительно  как  скоро  он  сам  приходит   к   решению   своей   проблемы.

Стереотипное   отношение   к   клиенту   создает   препятствия.   Не   стоит

рассматривать клиента как  принадлежащего к  определенному  классу,  и  т.д.,

так как это искажает представление  о нем и  приводит  к  поспешным  выводам:

люди слишком сложны, чувствительны  и склонны к динамике, чтобы  делать о  них

поспешные выводы.

      Задавание  "хороших" вопросов.  Тема  задавания  вопросов  как   навыка

межличностного общения  весьма актуальна.

      Нашей задачей  является выделить моменты, когда  этот метод  мешает  или

помогает в помощи клиенту. Так, социальный  работник,  задающий  вопросов  в

подозрительной  или  обвинительной  манере,  и   не   заинтересованным   или

дружелюбным тоном, вызовет  у  клиента  чувство  страха  и  недоверия.  Слова

здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

      Задавание  большого количества вопросов  может выглядеть как  допрос,  а

слишком мало вопросов может  помешать выявить важные моменты.

      Неопытные  люди  часто  избегают  задавать  "зондирующие"вопросы,  если

клиент догадывается к чему клонится разговор.

      Другим  барьером  может  служить   слишком  частое  задавание   вопроса,

начинающегося  с "почему",  т.к.  оно подразумевает,  что клиент   должен

объяснять  свое  поведение,  это  приводит  к  заниманию  им  оборонительной

позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со  слова  "что",  т.к.  он  может

выявить информацию,  полезную  для  обоих  участников  разговора,  например,

вместо того, чтобы спросить старую женщину почему  она боится  выходить  из

дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти,  если  она  выйдет

из дома.

      Умелое  использование вопросов - это нечто  мало  изученное  в  практике

социальной работы. Оно  очень важно, т.к. это не только сбор  информации,  но

и один из путей начала процесса изменения.

      Репортерский  тип вопросов  порой  может   достичь  успеха,  если  перед

корреспондентом  намеренно  выдвигают  аргументы  оппонента  с  тем,   чтобы

привести к изменению.  Другими  способами  использования  вопросов,  которые

подразумевают изменение  как конечную  цель,  является  построение  их  таким

образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не  совсем  понял ...",  все

они  стимулируют  отступление  клиента  от   обычной   схемы   поведения   и

рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или  преждевременные  советы

нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае  возникновения

неловких моментов не нужно  заострять на них внимание, можно  к ним  вернуться

позже, когда клиент уже  справился с конкретной проблемой,  или  спросить  об

этом же, но позже, когда он избавится от смущения.

      Другим  типом задавания  "хороших"  вопросов  является  так  называемый

"круговой опрос". Он  применяется в  семейной  терапии   и  позволяет  оценить

взаимодействие  и  функционирование  в  рамках  семьи  путем  предоставления

одному из членов семьи  возможности  прокомментировать  взаимоотношения  двух

других членов, их  поведение.  Круговой  опрос  выявляет  различные  позиции

участников,  дает  новую  информацию  о  том,  как  третья   сторона   видит

взаимоотношения между двумя  другими членами семьи.

      Гипотетические  вопросы типа: "А что было  бы, если ...?"могут еще более

прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное  решение

проблемы (с позиции клиента) могут  предложить  решение  проблемы.  Вопросы,

ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов.  У людей обычно  свои

взгляды на вещи и свои идеи.

      Хороший  социальный работник обладает  следующими шестью качествами:

      1. Симпатия  или  понимание  -  попытка   видеть  мир  глазами  другого

человека.

      2. Уважение, реагирование на проблему  клиента   таким  образом,  чтобы

передать уверенность  в том, что он сам может справиться с ней.

      3. Конкретность, четкость, чтобы тот,  кто  консультируют   максимально

четко понимал проблему.

      4. Знание  самого себя и оказание другим  помощи в познании себя.

      5. Искренность,  умение вести себя естественно   во  взаимоотношениях  с

клиентом.

      6. Сиюминутность,  иметь дело именно с тем,  что происходит в  настоящий

момент встречи.

      Представляют  особую трудность  для  начинающих  социальных  работников

умение определить, какие  у них могут  встретиться  сложности  в  общении  и,

соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

      Исходя  из этого, при работе с клиентами   социальному  работнику  можно

дать следующие рекомендации:

      - необходимо  обладать знанием  и  пониманием  явных  и  тайных  причин

поведения человека;

      - иметь  навык межличностного общения;

      - умело  задавать вопросы;

      - пытаться  устранить барьеры общения, приводящие  к непониманию.

      Таким образом,  изучив данный раздел,  автор   считает,  что  социальные

работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.  Обретение  навыков

посещения  клиентов,  понимания  специфики  их   жизни,   навыки   задавания

вопросов, решения  проблем,  планирования  действий  -  все  это  далеко  не

просто. Чтобы стать опытным  советчиком (консультантом) мало быть  заботливым

и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные  приемы  и

методы работы.

 

      2.3 Оценочный  анализ и ведение записей

 

      Важной чертой работы с отдельными клиентами, в  частности  с  пожилыми

людьми, является оценочный  анализ. Оценочный анализ  -  это  продолжительный

процесс,  целью  которого  является  понимание  людей   во   взаимосвязи   с

окружающей их средой: это  основа планирования того, что необходимо  сделать,

чтобы сохранить, улучшить или  изменить  состояние  человека  или  окружающей

его обстановки. Навык проведения оценочного  анализа,  получения

результатов зависит от административного  таланта  социального  работника  в

совокупности с  навыками  человеческих  взаимоотношений.  Для  такой  работы

нужен   человек,   который   может   организовать,    систематизировать    и

проанализировать  полученную  информацию,   при   этом   он   должен   тонко

чувствовать  обстановку  и  быть  способным   понять   уникальность   каждой

конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень  важны,  но  не

менее важны мысли, чувства  и интуиция социального работника.

      Иногда  начинающие путают термины "оценка"и "оценочный анализ". Разница

между ними заключается  в  том,  что  оценочный  анализ  представляет  собой

исследовательский процесс  изучения, а не просто оценку, т.е. не  составление

досье на кого-то для представления  в суд, а длительный  процесс  постоянного

накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того,  чтобы

сформулировать план его "лечения".

      Традиционно  оценочный анализ в социальной  работе  стремится  следовать

по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути  потребностей,  т.е.

автор разрабатал модели, разделяющие цели и средства.  Хорошие практические

результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего  оценочного  анализа,  а  не

узкого, ориентированного лишь на  социальные  услуги.  Такой более широкий

подход позволяет увидеть  недостатки системы услуг и возможно, устранить  их.

Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей  может  побудить  к

усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше  жить  независимо,  качество

их жизни и тех, кто  за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией  этому  может

быть такой пример: группа старых людей, которые  пренебрегали  едой  оттого,

что у них не было  аппетита  или  они  не  могли  готовить  себе  сами,  или

забывали поесть, стали  собираться вместе в доме помощи по месту  жительства,

где им выдавались обеды, и  эта служба была создана специально для них.

      В реальности, конечно, следование принципу  удовлетворения потребностей

невозможно,  если  не  хватает  ресурсов.  В  социальной  работе  мы  всегда

находимся в ситуации, когда  потребности превышают средства,  поэтому  многие

службы   при   оказании   помощи   придерживаются    принципа    приоритета.

Исследования,  касающиеся  того,  что  должно  быть  выявлено   в   процессе

оценочного  анализа   показывают,   что,   в   зависимости   от   конкретных

обстоятельств  данного  клиента,   собирается   большой   объем   информации

социального, психологического,  экономического,  политического  и  духовного

плана, характеризующей сущность индивида.

      Оценочный  анализ  -это  процесс  отбора,  организации,  разделения  на

категории и синтезации данных. Он возможен в результате  систематического  и

тщательного  рассмотрения  потребностей  клиента,  а  не   просто   оказания

возможных услуг. Используемыми  методами  могут  быть:  вопросы,  самооценка,

ролевая игра, проверочные  тесты, зарисовки, дневники и т.д.

      Оценочный  анализ предполагает возможность  ошибки  или  предубежденного

отношения социального работника.  Чтобы  избежать  этого  следует  проводить

перекрестные проверки данных.

      Исходя из этого можно рекомендовать:

      1. Развивать  в себе самоконтроль при рассмотрении  полученных данных.

      2. Быть способным  противостоять обладающим более  высоким статусом  или

властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

      3: Рассматривать  все  оценки  как  рабочие   гипотезы,  которые  должны

наполняться  содержанием  по   мере   поступления   информации   и   знаний.

Междисциплинарные  оценочные  анализы.  Главной  целью  обслуживания   людей

Информация о работе Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"