Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.

Содержание

Введение
1 Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Социальные проблемы пожилого человека в современном обществе
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Система учреждений социального обслуживания
2.2 Беседа с клиентом
2.3 Оценочный анализ и ведение записей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Кафедра социальной работы.docx

— 97.68 Кб (Скачать документ)

денежной и натуральной  форме, в виде  услуг  или  льгот,  предоставляемое  с

учетом законодательно  установленных  государством  социальных  гарантий  по

социальному  обеспечению.  Она  носит,  как  правило,   характер

периодических и единовременных доплат  к  пенсиям  и  пособиям,  натуральных

выдач и услуг  в  целях  оказания  адресной,  дифференцированной  социальной

поддержки  этих  категорий,  ликвидации   или   нейтрализации    критических

жизненных  ситуаций,  вызываемых  неблагоприятными  социально-экономическими

условиями.

      Таким образом,  наряду с предоставлением традиционных  форм  социального

обеспечения: денежных выплат (пенсий,  пособий);  натурального  обеспечения;

услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов  обслуживания,  -  важное

значение   придается   новым    формам    экстренной    социальной    помощи

нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

      Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей  включает  в  себя

пенсии  и  различные  пособия;  содержание  и  обслуживание  престарелых   и

инвалидов в специальных  учреждениях  органов  социальной  защиты  населения;

протезирование;    льготы    инвалидам;    оказание    помощи     бездомным.

 

      Социальное  обеспечение  осуществляется   государственными   органами,

предприятиями, частными лицами,  за  счет  взносов  (вычетов  из  заработной

платы) трудящихся. В последнем  случае  выплата  из  фондов  определяется  не

трудовым вкладом  и  стажем,  а  размерами  взносов.  Такая  практика  очень

распространена в западных странах.

      В 1995 г.  в системе социальной защиты  нашей страны функционировало  959

стационарных учреждений для лиц пожилого возраста  и  инвалидов,  более  700

центров социального обслуживания, 900  отделений социальной помощи на  дому,

а также ряд других учреждений социальной  помощи  (психолого-педагогической,

экстренной  психологической  помощи и т.д.

      Наиболее  развитая  сеть  социального   обслуживания   в   Челябинской,

Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

 

      Мы предлагаем  рассмотреть  содержание  работы  Комплексного центра  социального  обслуживания населения Пильнинского  района»  Нижегородской области.  В  него входит несколько  отделений.  Отделение  дневного  пребывания

(рассчитанное  на  содержание  не  менее  25   пенсионеров   и   инвалидов)

  • Осуществляет социально-оздоровительное, реабилитационное, культурное обслуживание отдыхающих, организует их питание и отдых. Поддерживает активный образ жизни.
  • Отделение организует  
  • группы дневного пребывания(в 15-дневный курс входит питание,  массаж, инъекции, лечение физиоаппаратами, лечебная гимнастика, фиточай, трудотерапия, беседы и занимательные лекции на различные темы, нетрадиционные методы лечения, музыкальная терапия и психологические аутотренинги и разгрузки,   и различные формы организации досуга).
  • однодневные встречи;
  • выездные смены специалистов;
  • организуются мероприятия совместно с ветеранскими организациями;
  • проводятся зональные встречи.
  • При отделении дневного пребывания работают:
  • Клуб «Русской народной песни»
  • Клуб «Поэзия»
  • Клуб «Золотая осень»
  • Кружок по интересам

      Отделение  социальной помощи на дому

  Создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

  • Деятельность отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.
  • Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления услуг, входящих в территориальный перечень, оказываемых  государственными учреждениями социального обслуживания.
  • Обслуживание осуществляется социальными работниками, состоящими в штате  Центра.

      Одной из  первостепенных задач деятельности  отделений социальной помощи

на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся  в

надомном обслуживании.

   Отделение  срочной   социальной  помощи предназначено для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

  • Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
  • оказание материальной помощи;
  • оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки;
  • распределение гуманитарной и благотворительной помощи в виде одежды, обуви, продуктов и т.д.;
  • консультативная помощь;
  • Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными организациями и объединениями, а также отдельными гражданами.

Отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Отделение создано для оказания медицинской и социальной помощи в надомных условиях пожилым людям и инвалидам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию.

  • К специализированным услугам, оказываемым отделением, относятся:
  • оказание доврачебной медицинской помощи;
  • проведение медицинских процедур;
  • оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам;
  • забор материалов для проведения лабораторных исследований;
  • наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику имеющихся заболеваний;
  • морально-психологическая поддержка обслуживаемых граждан и членов их семей.
  • Для оказания социально-бытовых услуг и доврачебной медицинской помощи гражданам на дому в штат вводятся должности социальных работников и медицинских сестер.
  • Каждого обслуживаемого сотрудники отделения посещают 3-4 раза в неделю, лежачих больных посещают ежедневно.

Отделение социально-консультативной  помощи;

Отделение предоставления мер  социальной поддержки.

 

      Социологические  исследования в нашей стране  показали,  что  основными

направлениями  обеспечения  благосостояния  престарелых   (по   их   мнению)

являются:  повышение  пенсий,  совершенствование  пенсионного   обеспечения,

развитие услуг по  уходу  за  ними  на  дому,  увеличение  числа  домов  для

престарелых и улучшение  условий жизни проживания в них.

      Совершенствование  пенсионного обеспечения является  одним из  важнейших

направлений социального  обеспечения в современных государствах.

      Необходимо  обратить  внимание   на   социально-бытовое   обслуживание

престарелых. Здесь  важно  предусмотреть,  с  учетом  потери  способности  к

самообслуживанию,   обеспечение   специальной   удобной   обувью,   одеждой,

различного рода приборами  и приспособлениями, которые  бы  облегчили  старым

людям  передвижение  по  улице,  ведение  домашнего  хозяйства,   выполнение

некоторых гигиенических  процедур.

      Для решения  этих проблем архитекторами, дизайнерами,  геронтологами уже

давно   определены   перспективные   направления   разработки   и    выпуска

соответствующей бытовой  техники. Эти предложения сводятся к созданию:

      - автоматизированных  кухонных комплексов, позволяющих   программировать

операции по приготовлению  пищи;

      - системы  подъемников для ухода за лежачими  больными  и  оказания  им

санитарно-гигиенической  помощи;

      - специальной  мебели  и  механизмов  для   уборки  помещений  с  учетом

возрастной специфики  престарелых и т п , а также ряда  простых,  но  очень

нужных устройств и  приспособлений,  создающих  удобства  людям  преклонного

возраста     и      повышающих      безопасность      бытовых      операций;

 

      - системы  поручней и опорных скоб для  принятия старым человеком ванны;

      - специальных  подставок, облегчающих надевание  обуви;

      - пологих  пандусов вместо порогов и  т. п.

      Предложения   хорошие,  однако,  к  сожалению,  в  нашей   стране   они

реализуются крайне неудовлетворительно

      С 1986 года  в нашей стране начали создаваться   так  называемые  Центры

социального обслуживания пенсионеров,  в  состав  которых  помимо  отделений

социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные  подразделения

— отделения дневного пребывания.

      Целью организации  таких отделений было создание  своеобразных  центров

досуга для пожилых  людей, независимо от того, проживают  они  в  семьях  или

одиноки. Предусматривалось, что  в  такие  отделения  люди  будут

приходить утром, а вечером  возвращаться  домой;  в  течение  дня  они  будут

иметь возможность находиться в уютной  обстановке,  общаться,  содержательно

проводить время, участвовать  в  различных  культурно-массовых  мероприятиях,

получать  одноразовое  горячее  питание  и  при  необходимости   доврачебную

медицинскую помощь.

      Основной  задачей деятельности таких отделений  является помощь  пожилым

людям  в  преодолении  одиночества,  замкнутого  образа  жизни,   наполнение

существования новым смыслом, формирование активного образа  жизни,  частично

утраченного в связи с выходом на пенсию.

      Первоначально   такие  Центры  создавались   при  домах-интернатах   для

престарелых, поскольку эти учреждения  имеют такую материально-техническую

базу, которая могла обеспечить для  отделения  соответствующую  площадь,  ее

оборудование, обеспечить посетителей  горячим питанием.

      Отделения  были рассчитаны на 25-50 посетителей  в день. Срок  посещения

в первое  время  функционирования  отделений  не  ограничивался.  Оплата  за

питание взималась с посетителей  отделения дифференцирование,  в  зависимости

от размера получаемой пенсии.

      При   создании  первых  центров   еще  не  была  предусмотрена   ротация

посетителей отделений дневного пребывания через определенное  время.  Однако

положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными  у  населения

пенсионного  возраста,  обнаружил  большое   число   желающих   пользоваться

услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с  учетом  численности

пенсионеров,  проживающих  в  зоне  обслуживания  Центра  и  числа  подавших

заявления на посещение отделения,  во  многих  территориях  были  просчитаны

сроки, на которые должна набираться одна группа,  с  тем,  чтобы  в  течение

года все желающие могли  посещать центр два и более  раз.

      В  отделение   зачисляются  пенсионеры  и   инвалиды  независимо  от  их

семейного положения, сохранившие  способность к самообслуживанию и  активному

передвижению, на основании  личного  заявления  и  справки  из  медицинского

учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

      В отделении  выделяются помещения для кабинета  доврачебной  медицинской

помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

      Таким образом,  рассмотренные вопросы  создания  и  развития  в  России

службы  социальной  помощи   нетрудоспособным   гражданам   дают   основание

прогнозировать  дальнейшее  их  совершенствование,  в  котором   действенное

участие будут принимать  новые  кадры  специалистов  по  социальной  работе,

подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

 

 

 

 

      2.2 Беседа  с клиентом

 

      Первая  беседа  обычно  имеет  цель  выяснить  право  клиента   получать

социальные услуги. Очень  многое при этом зависит от качества беседы.  Беседа

с клиентом наиболее точно  может быть определена как  коммуникация  (общение)

или  взаимодействие.  Это  искусство   и   наука.   Начинающим   работникам,

сталкивающимся с этой формой деятельности,  необходимо  обладать  знанием  и

пониманием явных и  тайных причин того или  иного  поведения  человека,  т.е.

мотивов  поведения.  Знание  этого  способствует  эффективности   работы   и

терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и  наблюдение  за  тем,

как люди ищут помощи, сможет превратить  объективные  факты  и  субъективные

чувства в часть межличностного  общения,  включающего  открытые  и  закрытые

послания, их расшифровку  и реакцию на различные уровни общения.

      К основным  навыкам, необходимым для введения  беседы,  относятся  такие

10 принципов. Вначале информировать  клиента о  продолжительности

беседы; начинать беседу после  того  как  клиент  понял  ситуацию;  стараться

быть доброжелательным, чтобы  создать  свободную  непринужденную  атмосферу;

постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать  опасность  вынесения

суждений, а не  принятия  человека  таким как он  есть;  развивать навыки

социального общения, например, улыбнуться,  чтобы  помочь  общению,  вначале

избегать вопросов, на которые  можно ответить "да" или "нет"; не говорить,  не

домысливать за клиента; не слишком  торопиться,  не  суетиться  и  научиться

справляться с паузами  и молчанием клиента (обычно это  время,  когда  клиент

напряженно думает).

      Каждая  беседа обычно фиксируется на  какой-то основной проблеме  такой,

как  например,  исследование  финансовых  проблем клиента,  его   болезнях,

обидах,  взаимоотношениях  и т.д.  Каждая  беседа-знакомство  должна  иметь

четкую схему, т.е.  начало,  середину,  конец.  Каждая  последующая  беседа-

встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей,  при

этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

      В процессе  беседы обращения к одним   и  тем  же  трудностям  или  даже

Информация о работе Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"