Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.
Введение
1 Проблемы пожилых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Социальные проблемы пожилого человека в современном обществе
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Система учреждений социального обслуживания
2.2 Беседа с клиентом
2.3 Оценочный анализ и ведение записей
Заключение
Список использованной литературы
денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с
учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по
социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер
периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных
выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной
поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических
жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими
условиями.
Таким образом,
наряду с предоставлением
обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения;
услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное
значение придается новым формам экстренной социальной помощи
нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное
обслуживание и обеспечение
пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и
инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения;
протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами,
предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной
платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не
трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень
распространена в западных странах.
В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959
стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700
центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому,
а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической,
экстренной психологической помощи и т.д.
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской,
Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Мы предлагаем
рассмотреть содержание работы
Комплексного центра социального
обслуживания населения
(рассчитанное на содержание не менее 25 пенсионеров и инвалидов)
Отделение социальной помощи на дому
Создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Одной из
первостепенных задач
на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в
надомном обслуживании.
Отделение срочной социальной помощи предназначено для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
Отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Отделение создано для оказания медицинской и социальной помощи в надомных условиях пожилым людям и инвалидам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию.
Отделение социально-консультативной помощи;
Отделение предоставления мер социальной поддержки.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными
направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению)
являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения,
развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для
престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование
пенсионного обеспечения
направлений социального
обеспечения в современных
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание
престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к
самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой,
различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым
людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение
некоторых гигиенических процедур.
Для решения
этих проблем архитекторами,
давно определены перспективные направления разработки и выпуска
соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:
- автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать
операции по приготовлению пищи;
- системы
подъемников для ухода за
санитарно-гигиенической помощи;
- специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом
возрастной специфики престарелых и т п , а также ряда простых, но очень
нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного
возраста и повышающих безопасность бытовых операций;
- системы
поручней и опорных скоб для
принятия старым человеком
- специальных
подставок, облегчающих
- пологих пандусов вместо порогов и т. п.
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они
реализуются крайне неудовлетворительно
С 1986 года
в нашей стране начали
социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений
социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения
— отделения дневного пребывания.
Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров
досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или
одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут
приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут
иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно
проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях,
получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную
медицинскую помощь.
Основной
задачей деятельности таких
людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение
существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично
утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для
престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую
базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее
оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения
в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за
питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости
от размера получаемой пенсии.
При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация
посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако
положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения
пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться
услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности
пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших
заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны
сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение
года все желающие могли посещать центр два и более раз.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их
семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному
передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского
учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
В отделении
выделяются помещения для
помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
Таким образом,
рассмотренные вопросы
службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание
прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное
участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе,
подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
2.2 Беседа с клиентом
Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать
социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа
с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)
или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,
сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и
пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.
мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и
терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,
как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные
чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые
послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным
навыкам, необходимым для
10 принципов. Вначале
беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться
быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;
постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения
суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки
социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале
избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет"; не говорить, не
домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться
справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент
напряженно думает).
Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой,
как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,
обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь
четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-
встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при
этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже
Информация о работе Социальные проблемы в ГУ "КЦСОН Пильнинского района"