Социальные роли руководителя организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:46, реферат

Описание

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же, как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными или исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные качества, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия руководства
1.1. Социальные роли руководителя
1.2. Функции руководителя

Глава 2. Особенности управленческой деятельности в организациях
2.1. Понятие и виды социальных организаций
2.2. Типология организаций

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат Социальные роли руководителя организации.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

“Московский государственный  университет приборостроения  и информатики” 

Факультет (филиал) менеджмента 

специальность (направление) управление персоналом 
Кафедра менеджмента
 

      Дисциплина  «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

РЕФЕРАТ

на  тему: 

Социальные  роли руководителя организации 
 
 

      Студент___24.11.2011__________                              ___Борисенко А. С                                                                  подпись, дата                                                           инициалы и фамилия  

Группа________________________ шифр_____________________________  

Оценка______________ 

 Руководитель ___________________________________Денисов А.М._______

                                        подпись, дата                                       инициалы и фамилия

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2001 г. 
 
 

Оглавление 

Введение 

Глава 1. Основные понятия руководства 

1.1. Социальные роли руководителя  

1.2. Функции руководителя  
 

Глава 2. Особенности управленческой деятельности в организациях 

2.1. Понятие и  виды социальных организаций 

2.2. Типология  организаций 
 

Заключение 
 

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В современных  условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета  постоянно меняющихся условий жизни  и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам. 

Под управлением  принято понимать процесс организации  любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Управление является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.  

Руководство - это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.  

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем, поэтому руководители, хорошо владеющие искусством управления, - ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность  в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же, как и любые отношения между  людьми, никогда не могут быть чисто  рациональными, только служебными или исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные качества, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя.

Общими  методами исследования, применяемыми в работе, выступают системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, позволяющие сформировать наиболее существенные черты изучаемых процессов. 

При написании  работы использовалась литература отечественных  и зарубежных авторов. 
 

Глава 1.  Основные понятия  руководства 

1.1 Социальные роли руководителя 

Власть  — важнейшее средство управленческого  труда. Рассматривая руководителя как  пользователя властными полномочиями, необходимо сказать о развитости чувства и сознания меры властвования, об искусстве и профессионализме использования власти с учетом конкретных управленческих ситуаций, в том числе индивидуальности каждого человека и его ситуационного состояния. 

Характеристика  руководителя как субъекта управленческого  труда включает важную составляющую — структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения.

Каждая  объективно предписанная и ожидаемая  роль предполагает наличие у руководителя определенных способностей, навыков  и умений для эффективного ее исполнения . 

Представительская роль. Обязывает обеспечивать благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свою организацию (и ее коллектив), и себя в том числе. Особо значимые качества: культура общения, умение слушать, говорить, убеждать. 

Роль  генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления. Эти функции руководителя — исходные в процессе управления системами любого масштаба. Необходимые качества: способность к творческому мышлению (креативность), широкий мировоззренческий диапазон, профессионализм в управлении 

Роль  аналитика. Объективная неизбежность иметь дело с управленческими  ситуациями (экономическими, технологическими, правовыми, социально-психологическими и др.) требует развитых способностей к аналитической работе, умений организовать и свою, и коллективную деятельность, предвидеть возможные последствия. 

Роль  принимающего решения и ответственность  за их последствия. Принятие решения  — ключевая и ответственная задача руководителя, определяющая многое в  жизнедеятельности системы управления. Необходимые качества: сдержанность, взвешенность, предусмотрительность, объективность, развитая воля, мужество, решительность. 

Роль  организатора объективна и естественна, поскольку само управление определяется как организующая деятельность в  целом. Управление включает, в том числе, организацию исполнения принятых решений. Соответственно требуется наличие развитых организаторских способностей, личная организованность. Неорганизованный «организатор» — нонсенс в теории и практике управления. 

Роль  коммуникатора выполняет важную социальную функцию — ориентирует поведение людей вообще и в рамках конкретной организации в частности . Из этого следуют следующие требования к способностям человека:

- быстро  и безошибочно воспринимать, анализировать  услышанное;

- владеть  словом, уметь построить, создать  организующую, мотивирующую речь;

- умение  осторожно пользоваться доверительной  информацией о сотрудниках;

- свободно  владеть техникой и методами  общения. 

Роль  выразителя и защитника интересов  членов управляемой организации. Руководитель любого ранга может реализовываться эффективно только тогда, когда у него создана широкая и устойчивая социальная база. Основные требуемые качества: гуманизм, личная нравственная привлекательность, профессионализм, культурная просвещенность. 

Роль  «пахаря и сеятеля» предопределена тем объективным фактом, что и  руководитель, и сотрудники функционируют  в системе — конкретном социальном и культурном поле, в котором формируется  и самореализуется генотип личности данной организации и общества в целом. Очевидна всеобщая заинтересованность в том, чтобы поле было возделанным, окультуренным. Важно, чтобы, прежде всего, руководители проявляли себя активными «пахарями и сеятелями» Разумного, Доброго, Вечного, проявляли свою гражданскую озабоченность и ответственность за судьбы вверенных им сограждан, тружеников, соратников и социальных партнеров. 

Роль  инноватора расширяет ролевую структуру  личности руководителя и, в то же время, очерчивает более четко грани  его организационно-ролевого поведения в системе. Ожидается, что руководитель будет не просто выполнять какие-то рутинные процедуры управления, а серьезно заниматься и перспективами развития организации, проявляя при этом необходимые качества: дальновидность, понимание тенденций развития науки, техники, экономики и других сфер общественной жизни своей страны и за рубежом, осознание своей социальной миссии в конкретной системе управления . 

Роль  критика определяется спецификой собственно управленческого труда. Поскольку  руководитель призван критически оценивать результаты индивидуального и группового труда, общее состояние системы управления и реальное организационное поведение каждого сотрудника, то он наделяется правовыми полномочиями, которые обязательно должны дополняться нравственно-этическими личными достоинствами и умением осторожно пользоваться критическим словом в адрес других, быть самокритичным. 

Роль  эксперта-арбитра — органическая составляющая повседневной деятельности руководителя для согласования различных  точек зрения, идей, предложений по различным проблемам жизнедеятельности системы управления, согласования взаимодействия структур системы. Успешное выполнение этой роли предполагает наличие глубоких знаний в различных сферах профессиональной деятельности, навыков экспертного анализа. Особо значимо умение ценить, понимать и использовать разномыслие. 

Роль  психотерапевта обусловлена психологической  составляющей всех занятых в конкретной системе управления, их формального  и неформального взаимодействия, разнообразием их психического состояния и, соответственно, характером и направленностью их организационного поведения. Забота о психическом здоровье индивида и различных групп в системе, здоровом социально-психологическом климате в системе требует глубоких знаний о психике человека — самом тонком и сложном предмете управленческого труда. Умение не только использовать, но и обеспечивать приращение психологического потенциала каждого отдельно и всех сотрудников вместе свидетельствует о высокой степени управленческого профессионализма руководителя. 

Роль  педагога-воспитателя, хотя объективна, как и другие, однако в жизни  и реальной практике управления далеко не всеми признается и реализуется. Предпочтение отдается приказам, а  не умению объяснить, убедить в необходимости, социальной значимости той или иной управленческой задачи, цели. Неумение транслировать исполнителям свои намерения, цели управления свидетельствует о кризисе управленческого труда .

В частности, неумение работать, используя педагогические и воспитательные методы с конкретным предметом управленческого труда — психикой индивида или группы исполнителей, — свидетельствует о низком профессионализме. 

Роль  лидера — потенциально общественно  желаемая, интегрированная роль из перечисленных качеств всех предыдущих социальных ролей. Лидер появляется и утверждается по мере проявления умений управлять другими людьми, их вниманием, настроением, желанием работать. Лидер должен уметь донести до их сознания значение тех или иных начинаний, уметь создавать обстановку взаимного доверия между собой и сотрудниками, являться примером умения управлять собой. Люди всегда хотят, чтобы ими управляли достойные и профессионально квалифицированные люди, которых они могут наделять своим доверием и уважением, воспринимать как своих лидеров. Люди ценят успешного лидера, готовы помогать ему, поддерживают его.

Информация о работе Социальные роли руководителя организации